Анара Абжанова
Текст: ЕКАТЕРИНА РЕЗНИКОВА. Фото: ДАРЬЯ ЛАПИНА
Анара Абжанова в своем творчестве неустанно провозглашает красоту мира. Ее преданность искусству, любовь к жизни и огромное трудолюбие позволили создать значительное количество произведений, найти свой собственный узнаваемый стиль и добиться признания не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. С юных лет выбрав профессию художника, она уже более 20 лет успешно реализует себя на этом пути.
Отсутствие слуха не стало препятствием для получения высшего художественного образования. Первым учителем Анары был известный алматинский художник Алексей Уткин – мастер городского пейзажа, обучавший девочку в студии изобразительного искусства для глухих детей. Далее следовало окончание колледжа при КазНАИ им. Т. Жургенова, обучение в Академии и защита магистерской диссертации по пейзажной живописи Независимого Казахстана. У неё присутствует редкий и важный сплав исследовательского интереса с практическими творческими навыками. Анара Абжанова тонко чувствует технические и выразительные свойства материала – масла или акрила. Эти качества в соединении с чутким восприятием натуры, жизнеутверждающим началом и умением видеть красоту определили суть авторского мышления и особенность узнаваемой манеры Анары.
Постижение простой истины, что природа настолько прекрасна сама по себе, что задача художника только следовать ей, определило предпочтение Абжановой двум основным темам в творчестве – пейзажи и цветы.
Обращение к образам природы предоставляет ей бесконечное разнообразие сюжетов – от выбора времени года и времени суток до передачи специфики пространства, будь то густонаселенная городская среда или удаленная безлюдная местность. Фрагмент любимого города, уголок леса, вид горного озера, уходящая вглубь полотна аллея возникают в картине с особой точностью и вниманием к деталям – художница создает опоэтизированный «портрет» места. Наблюдая за трансформацией природы, Анара Абжанова воспринимает лиричные и эмоциональные состояния окружающего мира, созвучные ее личным переживаниям.
В каждой поре года есть своя особая прелесть. Зимой погруженная в сон природа укутана снежным покровом и тонкой туманной дымкой – не случайно это время года считается одним из наиболее сложных для передачи в живописи. Искусное владение живописными приемами делает уместным сравнение картин Анары с образцами китайской пейзажной живописи, где пустота переходит в бесконечность и является не менее значимой, чем наполненность. Завораживают художницу и картины весны, где все сущее ликует и радуется долгожданному пробуждению – символическому циклическому возобновлению жизни. Лето же насыщено зеленью, множество оттенков которой создает своеобразную пульсацию, образованную чередованием светотеневых элементов. Полны цветового изобилия пейзажи осени – автор выражает хрупкость и очарование самого щедрого на многоцветье времени года.
Главным выразителем настроения становится свет – яркое полуденное освещение или приглушенные полутона сумерек создают особую атмосферу. Благодаря работе со светотенью, Анара Абжанова передает жаркий летний зной и холодную зимнюю сдержанность, яркое полуденное освещение и приглушенные интимные полутона сумерек. Здесь на помощь приходят собственные художественные технические приемы: подчеркнутая контрастность, использование эффекта люминесцентного свечения, внимание к текстурам, стирание границы между предметом и средой и, конечно, насыщенная тональная гамма, декоративная ритмика повторяющихся форм – стволы деревьев, листва кроны, парящие снежинки – эти отдельные элементы образуют бесконечное неразрывное целое. Вселенная увлекает Абжанову в масштабах макро- и микрокосмоса – от впечатляющей монументальности лесного массива или заполненного городского пространства до крошечной цветущей ветки яблони или нежной головки цветка. Интересно, что жанр натюрморта в чистом виде у нее практически не встречается – видимо, необходимость срезать цветок, чтобы поставить его в вазу, вызывает внутренний протест против уничтожения живого. Поэтому самые разнообразные цветы – затейливые ирисы, тянущиеся к солнцу нарциссы, яркие маки, разноцветные тюльпаны, плотно усыпанная цветами ветвь урюка или яблони в картинах Анары произрастают из земли, автор не желает порывать эти священные связи.
Вселенная увлекает Абжанову в масштабах макро- и микрокосмоса – от впечатляющей монументальности лесного массива или заполненного городского пространства до крошечной цветущей ветки яблони или нежной головки цветка. Интересно, что жанр натюрморта в чистом виде у нее практически не встречается – видимо, необходимость срезать цветок, чтобы поставить его в вазу, вызывает внутренний протест против уничтожения живого. Поэтому самые разнообразные цветы – затейливые ирисы, тянущиеся к солнцу нарциссы, яркие маки, разноцветные тюльпаны, плотно усыпанная цветами ветвь урюка или яблони в картинах Анары произрастают из земли, автор не желает порывать эти священные связи.
Законы природы прослеживаются в соседстве противоположностей – большого и малого, холодного и теплого, насыщенного и сдержанного. В цветущих маковых полях насыщенное буйство пламенеющих цветов контрастирует с прохладной сдержанностью горной гряды на горизонте. Наблюдение за течением жизни и ее разумными закономерностями приводит к рождению диптиха, посвященного цикличности природы – цветущая ветка на первом полотне превращается в сочные спелые плоды на втором.
И вновь свет главенствует в этих композициях, то акцентируя внимание на сложной форме цветка или изгибе лепестка, то фокусируясь на фактуре и окраске, но всегда раскрывая многослойность малого творения природы, обладающего подлинным величием.
Наблюдательность и подчинение натуре, преданность творчеству и безграничное жизнелюбие определяют главный принцип художницы, состоящий в стремлении показать в своем искусстве совершенство природы и красоту мира и разделить радость созидания со своими зрителями.
Опубликовано в журнале Altyn-Art №2 (2) 2020