Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Анара Абжанова


Поэзия света

Текст: ЕКАТЕРИНА РЕЗНИКОВА. Фото: ДАРЬЯ ЛАПИНА

Анара Абжанова в своем творчестве неустанно провозглашает красоту мира. Ее преданность искусству, любовь к жизни и огромное трудолюбие позволили создать значительное количество произведений, найти свой собственный узнаваемый стиль и добиться признания не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. С юных лет выбрав профессию художника, она уже более 20 лет успешно реализует себя на этом пути.

 

Анара Абжанова
Фото: Дарья Лапина. Интерьерная фотостудия «2 стула»

 

Отсутствие слуха не стало препятствием для получения высшего художественного образования. Первым учителем Анары был известный алматинский художник Алексей Уткин – мастер городского пейзажа, обучавший девочку в студии изобразительного искусства для глухих детей. Далее следовало окончание колледжа при КазНАИ им. Т. Жургенова, обучение в Академии и защита магистерской диссертации по пейзажной живописи Независимого Казахстана. У неё присутствует редкий и важный сплав исследовательского интереса с практическими творческими навыками. Анара Абжанова тонко чувствует технические и выразительные свойства материала – масла или акрила. Эти качества в соединении с чутким восприятием натуры, жизнеутверждающим началом и умением видеть красоту определили суть авторского мышления и особенность узнаваемой манеры Анары.

Постижение простой истины, что природа настолько прекрасна сама по себе, что задача художника только следовать ей, определило предпочтение Абжановой двум основным темам в творчестве – пейзажи и цветы.

Обращение к образам природы предоставляет ей бесконечное разнообразие сюжетов – от выбора времени года и времени суток до передачи специфики пространства, будь то густонаселенная городская среда или удаленная безлюдная местность. Фрагмент любимого города, уголок леса, вид горного озера, уходящая вглубь полотна аллея возникают в картине с особой точностью и вниманием к деталям – художница создает опоэтизированный «портрет» места. Наблюдая за трансформацией природы, Анара Абжанова воспринимает лиричные и эмоциональные состояния окружающего мира, созвучные ее личным переживаниям.

В каждой поре года есть своя особая прелесть. Зимой погруженная в сон природа укутана снежным покровом и тонкой туманной дымкой – не случайно это время года считается одним из наиболее сложных для передачи в живописи. Искусное владение живописными приемами делает уместным сравнение картин Анары с образцами китайской пейзажной живописи, где пустота переходит в бесконечность и является не менее значимой, чем наполненность. Завораживают художницу и картины весны, где все сущее ликует и радуется долгожданному пробуждению – символическому циклическому возобновлению жизни. Лето же насыщено зеленью, множество оттенков которой создает своеобразную пульсацию, образованную чередованием светотеневых элементов. Полны цветового изобилия пейзажи осени – автор выражает хрупкость и очарование самого щедрого на многоцветье времени года.

 

Анара Абжанова
Горный пейзаж с маками. 2015. Холст, масло. 80х120

 

Анара Абжанова
Горный пейзаж с цветами. 2011. Холст, акрил. 50х70

 

Главным выразителем настроения становится свет – яркое полуденное освещение или приглушенные полутона сумерек создают особую атмосферу. Благодаря работе со светотенью, Анара Абжанова передает жаркий летний зной и холодную зимнюю сдержанность, яркое полуденное освещение и приглушенные интимные полутона сумерек. Здесь на помощь приходят собственные художественные технические приемы: подчеркнутая контрастность, использование эффекта люминесцентного свечения, внимание к текстурам, стирание границы между предметом и средой и, конечно, насыщенная тональная гамма, декоративная ритмика повторяющихся форм – стволы деревьев, листва кроны, парящие снежинки – эти отдельные элементы образуют бесконечное неразрывное целое. Вселенная увлекает Абжанову в масштабах макро- и микрокосмоса – от впечатляющей монументальности лесного массива или заполненного городского пространства до крошечной цветущей ветки яблони или нежной головки цветка. Интересно, что жанр натюрморта в чистом виде у нее практически не встречается – видимо, необходимость срезать цветок, чтобы поставить его в вазу, вызывает внутренний протест против уничтожения живого. Поэтому самые разнообразные цветы – затейливые ирисы, тянущиеся к солнцу нарциссы, яркие маки, разноцветные тюльпаны, плотно усыпанная цветами ветвь урюка или яблони в картинах Анары произрастают из земли, автор не желает порывать эти священные связи.

Вселенная увлекает Абжанову в масштабах макро- и микрокосмоса – от впечатляющей монументальности лесного массива или заполненного городского пространства до крошечной цветущей ветки яблони или нежной головки цветка. Интересно, что жанр натюрморта в чистом виде у нее практически не встречается – видимо, необходимость срезать цветок, чтобы поставить его в вазу, вызывает внутренний протест против уничтожения живого. Поэтому самые разнообразные цветы – затейливые ирисы, тянущиеся к солнцу нарциссы, яркие маки, разноцветные тюльпаны, плотно усыпанная цветами ветвь урюка или яблони в картинах Анары произрастают из земли, автор не желает порывать эти священные связи.

Законы природы прослеживаются в соседстве противоположностей – большого и малого, холодного и теплого, насыщенного и сдержанного. В цветущих маковых полях насыщенное буйство пламенеющих цветов контрастирует с прохладной сдержанностью горной гряды на горизонте. Наблюдение за течением жизни и ее разумными закономерностями приводит к рождению диптиха, посвященного цикличности природы – цветущая ветка на первом полотне превращается в сочные спелые плоды на втором.

И вновь свет главенствует в этих композициях, то акцентируя внимание на сложной форме цветка или изгибе лепестка, то фокусируясь на фактуре и окраске, но всегда раскрывая многослойность малого творения природы, обладающего подлинным величием.

 

Анара Абжанова
Фото: Дарья Лапина. Интерьерная фотостудия «2 стула»

 

Наблюдательность и подчинение натуре, преданность творчеству и безграничное жизнелюбие определяют главный принцип художницы, состоящий в стремлении показать в своем искусстве совершенство природы и красоту мира и разделить радость созидания со своими зрителями.

 

Опубликовано в журнале Altyn-Art №2 (2) 2020

 

26.08.21 просмотров
Нaзад

Контакты

Салон "PIANOS" В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Аль-Фараби 77/8 Алматы, KZ
Салон "PIANOS", 2-ой этаж ТРЦ "Esentai Mall" на Аль-Фараби 77/8 + 7 727 317 95 07 + 7 708 107 85 07 + 7 700 107 85 07 almaty@pianos.kz
Hilton Astana В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Cауран 46 Нур-Султан, KZ
Hilton Astana на Cауран 46 + 7 (717) 277 92 02 + 7 (778) 971 50 00 astana@pianos.kz
Связаться с менеджером Работаем в Казахстане, Азербайджане и Узбекистанеinfo@pianos.kz

Обратная связь

Задать вопрос

Заполните форму, и мы обязательно свяжемся с вами!

Ваша заявка отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время