Еркин Мергенов
Текст: СВЕТЛАНА КОБЖАНОВА
Скульптурные произведения Еркина Мергенова, чья выставка прошла в ГМИ РК им. А. Кастеева (20 февраля – 14 марта, 2020), – значительное явление в искусстве Казахстана и в целом в международной художественной практике. Его имя хорошо известно знатокам и любителям скульптуры на всем постсоветском пространстве и во многих странах мира.
По мнению доктора архитектуры Алима Сабитова, «Еркин Мергенов – художник, принадлежащий двум культурам. Большинство его работ может быть соотнесено с формальными поисками в европейской пластике, имевшими место в ХХ веке. Однако тематически и проблемно они обращены к степной культуре, к Востоку. Проблемы осознания своей собственной человеческой культурной идентичности, преодоления разлада несхожих культур, заботившие скульптора в начале творческого пути, в работах последнего времени получили разрешение в синтезе традиций, культур и гуманизма».
Еркин Мергенов – выпускник Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, становится известным общественным и политическим деятелем. В 1989 году он был избран народным депутатом СССР, входил в состав межрегиональной группы, в 1990 году избран членом Верховного Совета СССР. Он дважды, в 1987–1993 и в 1998–2009 годах, возглавлял Союз художников Казахстана. С 1998 года становится постоянным членом Совета Международной конфедерации союзов художников.
Искусствовед Камилла Ли отмечает: «Авторская художественно-образная стилистка Мергенова обусловлена двумя важными для него факторами – пространством и временем. Пространство для скульптора – такой же осязаемый материал как бронза или алюминий, оно выполняет необходимую формообразующую функцию в построении образной выразительности. Кроме чисто инструментальной задачи Пространство в творчестве скульптора еще и исторично, его можно ощущать в процессе эволюционного, почти событийного развития, обретающего изменчивые характеристики времени. А Время, воспринимаемое художником в триединстве прошлого, настоящего и будущего, передает скульптурным композициям дыхание жизненной убедительности, разворачивая перед зрителем навеянные ими ассоциативные мыслеформы».
Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020