Выступление на сцене – это основное, ради чего мы живем
Под занавес VIII театрального сезона «Астана Опера» художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» Народная артистка России Алтынай Асылмуратова рассказала в своем интервью о работе балетной труппы театра, о планах и о том, как проводит свой отпуск.
— По сравнению с непродуктивным и сложным началом 2020-го года, с точки зрения зрительской аудитории, театр теперь работает почти в полную мощность. За VIII сезон было проведено 70 балетных спектаклей. Увеличилось среднее количество показов балета с 4х в месяц в 2020-м году, до 6-и в месяц в 2021-м году, Вы подготовили 10 уникальных программ гала-балетов. 15, 16 декабря 2020 выпустили мировую премьеру «Зов Степи» в хореографии Патрика де Бана, 22, 23, 24 апреля 2021 возобновили «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева. Алтынай Абдуахимовна, довольны ли Вы сами этим сезоном?
— В принципе, я довольна. Не без сложностей, но мы смогли выпустить потрясающий, философский, отчасти мифологический спектакль «Зов Степи» – мировую премьеру, балет, созданный Патриком де Бана специально для нашей труппы, с любовью к Казахстану.
Довольна тем, что состоялся «Бахчисарайский фонтан» – прекрасный спектакль, любимый одинаково и труппой, и зрителями, подходящий нам и по колориту, все-таки восточная тема, и по тому, что в нем задействовано много артистов. Слава Богу, что, невзирая на сложности, состоялись премьеры.
В этом году стало больше спектаклей, поэтому была возможность сделать новые вводы, задействовать молодежь. И это очень важно, это стимулирует работу, так как некоторые люди годами сидят в кордебалете, хотя могли бы себя уже проявить. Я очень рада. Надеюсь, что и дальше пойдем на увеличение, но не на уменьшение.
— 46 вводов в новые партии вы подготовили в этом сезоне, именно столько молодых артистов стали счастливее! Ведь каждая новая роль – это и багаж опыта, и моральное удовлетворение от выступления?
— Нет, это не моральное удовлетворение, это основное, ради чего они учатся с 10 лет – это раз. И два – это не только радость для артистов. Время идет, нужно готовить следующие кадры ради беспрерывной смены поколений. Молодежь должна расти!
— В ком-то из дебютантов, молодого поколения вы видите потенциал для того, чтобы стать нашими примами/премьерами в будущем? Есть ли среди них подающие надежды, похожие талантом и харизмой на ведущих солистов Бахтияра Адамжана и Айгерим Бекетаеву?
— Бахтияр с Айгерим относятся уже к разряду «мастеров». Они молодые, но зарекомендовавшие себя, уже состоявшиеся артисты.
Мы стараемся и молодежи дать шанс проявить и показать себя. Но артист растет только на сцене, только на спектаклях. В зале – это невозможно! Нужно обязательно «вынести» спектакль на публику, при этом не один раз станцевать. Можно сказать, «я танцевала Бахчисарайский фонтан», если ты его станцевал, как минимум, 3-4 раза. Потому что первый раз станцевал – ничего не понял; второй раз – что-то попробовал, наконец, понял; третий раз – спектакль уже «сел», и четвертый – ты уже как артист, можешь добавлять свои нюансы, потому что ты в этом свободен. Это касается любого спектакля – его надо несколько раз станцевать, только тогда он в тебя усядется, тогда артист приобретает большую свободу, чувствует спектакль, растет в нем, как актер. Ведь важно не только технически исполнить, важна еще актерская составляющая. Поэтому да! Есть молодежь у нас!
В принципе, всеми вводами, которые у нас были в этом году, я довольна. Хотя спектакли были сложные: в «Соборе» («Собор Парижской Богоматери» М.Жарр, в хореографии Р.Пети – прим.авт.) мы почти весь состав новый сделали: и Квазимодо, и Эсмеральда, и Фролло; так же и в «Дон Кихоте». Не говоря уже про вариации, трио и отдельные номера. Так и растем.
Подрастает Шугыла (Шугыла Адепхан, солистка балета «Астана Опера» — прим.авт.), молодая девочка, которая только набирает репертуар, но она растет.
— Т.е. она еще все-таки в разряде молодых? Хотя, во многих балетах танцует …
— Но она маленькая еще, ей всего двадцать лет. Она пришла, выпускницей Академии (Казахская Национальная Академия Хореографии открыта в Астане в 2016 году, ректор – Асылмуратова А.А. – прим.авт.), сначала как артистка кордебалета, прошла все ступени, теперь претендует на положение ведущей солистки
Много хороших вводов было в этом году: и из числа действующих молодых артистов Театра, и из совсем юных, только что окончивших Академию хореографии. Для этого я и прошу больше спектаклей, чтобы дать молодежи выйти на сцену и дать им вырасти.
В «Бахчисарайском фонтане» вообще все составы новые, включая Гиреев, их было целых три.
— Алтынай Абдуахимовна, а плащей у них тоже три?
— Нет, к сожалению, плащ один. Хотя, конечно, лучше каждому артисту иметь свой индивидуальный костюм, идеально подходящий по размеру, так как балет очень зависит от костюмов: мы в них живем и двигаемся.
— Очевидно, что с вашим приходом началась новая эпоха в балетном искусстве Казахстана. За 6 лет работы вы произвели революцию в Казахстанском балете, вдохнули в него новые силы, направили в новое русло, вывели на абсолютно новый качественный уровень. И ваши постановки, которые вы готовили как балетмейстер-постановщик (шесть больших классических спектаклей – «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Корсар», «Шопениана», «Жизель» — прим.авт.), и то, что вы задействовали все свои творческие связи, благодаря которым мы смогли работать с самыми маститыми мировыми хореографами современности («Sounds of time» Ксении Зверевой, «Собор Парижской Богоматери» и «Коппелия» Ролана Пети, «Манон» Кеннета Макмиллана, «Сколько длиться сейчас?» и «Бетховен-Бессмертие-Любовь» Раймондо Ребека, , «Шехеразада» Михаила Фокина, «Зов степи» Патрика де Бана – прим.авт.) – такого ранее не было в истории балета в нашей стране. В «Астана Опера» теперь есть хороший базовый репертуар и постановки мэтров XX века. Что дальше? Эксперименты?
— Нет. У меня идей, конечно, очень много. Просто не хочется, чтоб хватаясь за новое, мы потеряли старое. Базовый репертуар, классика, должны идти постоянно, как основа. И что-то должно добавляться. Конечно, хочется какие-то авторские спектакли, которые поставлены именно на нашу труппу.
— Алтынай Абдуахимовна, как балет «Зов степи» Патрика Де Бана?
— Как «Зов степи», как «Сколько длится сейчас?» Раймондо Ребека. Хочется эксклюзивный вариант, сделанный для нас и на нас. Конечно, эти спектакли могут взять потом для постановки другие балетные труппы, но первоисточник – это мы. И это – очень важно и ценно.
Хотя, конечно, есть очень много хореографов с мировым именем, которых мы еще не успели поставить.
— Акрам Хан? Метью Борн? Шарон Эяль?
— Нет, не совсем. Есть и другие современные хореографы, признанные классиками балета XXвека: Иржи Киллиан, Начо Дуато, Уильям Форсайт. То, что мы сейчас делаем (премьера «Шесть танцев» Иржи Киллиана запланирована на октябрь 2021 года – прим.авт.), это всего лишь маленький кусочек, надеюсь, потом получится и целый балет поставить.
— А сами балеты ставить вы не хотели?
— Это отдельный талант, и у меня его нет.
— Вы проверяли, пробовали?
— Нет, я даже пробовать не буду. Балерина – это профессия. Педагог – параллельная профессия. А хореограф – это отдельное искусство, вообще другие, богом тронутые люди. Этому нельзя научиться, оно либо дано, либо нет. Сейчас очень много хореографов, но, по большому счету, единицы тех, кто прошел испытание временем. Например, когда Ролан Пети начинал, его не понимали и клевали, но время отсеяло, и стало ясно, что он – гений!
Фокин, шел против течения, и его клевали – гений!
Делать, лишь бы сделать, я не хочу, и себя как балетмейстера не позиционирую. Я – критик балетмейстеров (смеется)!
— Может быть, рассматриваете возможность работы с российскими постановщиками из Мариинской «Мастерской молодых хореографов»: Максимом Петровым, Владимиром Варнавой или другими?
— Можно, конечно, пробовать, но на данном этапе считаю, что пока лучше работать с мастерами проверенными. Ведь, если сравнивать с Мариинским театром, где в неделю идет по 8-10 спектаклей, там могут позволить себе эксперименты. Мы, даже если эксперимент будет удачным, на постановочных потеряем две-три недели, в это время часть труппы будет простаивать. Этого нельзя допускать. И репертуар у нас сейчас достаточно обширный – 18 спектаклей, которые мы не успеваем за сезон обкатывать в том количестве, в котором это должно быть.
— Конец сезона, близится отпуск, значит вы едете в ваш любимый город Санкт-Петербург?
— Да, я домой еду.
— Санкт-Петербург полон культурных мероприятий, театральная жизнь там кипит. Ходите ли в театры помимо работы в «Астана Опера»? В Мариинский? Или, может быть, в драматический?
— В прошлом году мы никуда не ходили из-за пандемии, не хотелось рисковать. И если говорить честно, хочется пойти в театр, будучи уверенной, что получишь от этого положительные эмоции и вдохновение, увидеть новые лица. Но не всегда получается. И хочется отдохнуть, перезарядить батарейки.
— И как вы это делаете?
— Если честно, я не умею отдыхать просто СО-ВЕР-ШЕННО. Есть люди, которые выстраивают отпуск, распределяют время. У меня так не получается: первые дней 10 просто книга, поспать, подышать воздухом – программа максимум. Постараться отключить голову. Потом хозяйственные дела: каждый год летом приводим в порядок квартиру и дачу, чтобы потом снова уехать.
Хочется увидеться с близкими подружками, есть такая небольшая группа одноклассниц, с которыми мы встречаемся, по традиции, в кафе поболтать, пообщаться. В прошлом году тоже пандемия помешала. А такие встречи для меня одна из хороших программ отдыха, без которой чего-то в жизни не хватает.
— Вся ваша жизнь – балет, вы им живете и дышите. Мечты, наверное, тоже связаны с балетом, с какими-то достижениями солистов, гастролями труппы. А у вас самой есть мечта, ради которой вы столько работаете, вдохновляете других?
— Развитие балетной труппы – это не то, чтобы мечта. Меня пригласили, поставили мне задачу – я должна выполнить ее на пять с плюсом. Я стараюсь, и, если уж начала, хочется сделать максимально хорошо.
А если говорить о мечте по жизни, то я люблю свою семью и очень хочу, чтобы у меня все были живы-здоровы и счастливы. Я – не Бог, но буду стараться делать для них все, что от меня зависит, чтобы им было комфортно. У меня небольшие мечты, но они огромные!
— Спасибо вам огромное, Алтынай Абдуахимовна, за интервью и за ваше время! Хорошего отпуска!
Статья для ALTYN ART magazine digital
Рубрика СЦЕНА