MŪRA
Ансамбль эстрадного танца «ALEM» завершил свой концертный сезон премьерой пластического спектакля «Mūra».
Текст ЗАРИНА МУХАМЕДАЛИ Фото ОРАЗБЕК ДАУТ
Государственная академическая филармония имени Еркегали Рахмадиева – это 11 творческих коллективов. Ансамбль эстрадного танца «ALEM» — самый молодой из них. Созданный в 2016 году, сегодня ансамбль – это сообщество профессионалов, которые владеют разнообразными танцевальными стилями, обширной палитрой хореографического искусства от классического и народного танца до модерна и эстрады. Артисты успешно работают с солистами и оркестрами столичной филармонии, выступая на концертах как с собственными номерами, так и создавая хореографические постановки к композициям коллег.
Однако последние два года в репертуаре ансамбля усиливаются академические тенденции. Как рассказывает художественный руководитель и балетмейстер-постановщик коллектива Анель Ислямова, артисты выросли из формата хореографического сопровождения и тянутся к авторским спектаклям. «С 2020 года произошли изменения, появились современные постановки, наметился плавный переход на академизм, уходим от эстрады. Первая такая серьезная постановка называлась «Cезім by», она проходила как перфоманс в фотостудии. В 2021 году мы дали юбилейный вечер танца «Inside» с двумя миниатюрами – «BOЇ» и «Cезім by, volume 2». «BOЇ» – о росте человека, о периодах, которые он проходит в жизни, чтоб повзрослеть и перейти на новый уровень. «Cезім by, volume 2» — о взаимоотношениях не только между парой, в целом между людьми. 2022 год — проект «Жалын», который был воплощен вместе с детьми. И вот сейчас – «Mūra».
Экспериментальный спектакль «Mūra», который его создательница Анель Ислямова называет пластическим перфомансом, стал очередной вершиной в творчестве коллектива. Он посвящён историческим событиям, произошедшим в Казахстане в начале ХХ века.
«Mūra» — это 11 номеров: «Bastau», «Juie», «Madeniyet kody», «Un», «Ustel», «Zhamylgy», «Saule», «Jastyq (Zhybailar)», «Besik (Ata-Analar)», «Altybaqan (Dostar)», «Kuat», «Oshpes Mura», созданных в стиле экспериментальной хореографии на музыку современных казахских композиторов Тимура Кушекова, Акмарал Мерген, этно-ансамбля «Туран».
Анель Ислямова: «На воплощение идеи понадобилось несколько месяцев. Я собиралаинформацию, изучала исторические источники. Но окончательное видение концепта спектакля появилось под влиянием песни «Дарумен» казахстанского певца Орынхана, где говорится о влюблённых, о родных, о том, что в трудные времена они нужны как лекарство. В начале спектакля мы показываем кочевой народ, его безмятежность. Далее приход нового режима, с которым степнякам только предстоит познакомиться. Середина спектакля посвящена времени просвещения, миссии, которая возложена на казахскую интеллигенцию. Есть номер соло: он о жёнах и детях, которых несправедливо назвали врагами народа. Номер «Saule» посвящен любви и поддержке близких. Здесь раскрывается главная идея спектакля, она о том, что даёт людям в самые трудные времена силы искать смыслы и идти вперёд.
Мы поразмыслили над тем, что позволяло казахской интеллигенции, а затем и целому народу не сдаваться. Ответ — близкие люди, они, подобно лучам, освещали путь. Завершают спектакль номера «Kuat» — о подлинных нас, и «Oshpes Mura» — о новой главе, весне, об обновлении, о том, что после долгой зимы наступает возрождение. Девушки поднимают цветы вверх как символ того, что светлые времена впереди.
«Mūra» — это нестандартный рассказ об истории, взгляд на отношения, которые влияют на веру человека в светлое, на стремление к свободе в самые тяжелые времена. Это наследство высоких чувств, любви и уважения к своему народу, к своей культуре».
Премьера пластического спектакля не прошла незамеченной в хореографическом сообществе. Среди зрителей была заместитель декана факультета хореографии Казахской национальной академии хореографии Дина Кабдусова. Искусствовед отметила среди плюсов спектакля виртуозный подбор и компиляцию музыкального материала, а также обращение автора постановки к актуальной исторической теме, осмысление ее в рамках национальной культуры через пластические движения и театральные инструменты.
Художественный руководитель ГАФ им. Е. Рахмадиева Гульмира Куттыбадамова признается — спектакль поразил ее до глубины души и заставил размышлять: «Анель Ислямова имеет большой творческий потенциал, и ее художественное видение, интеллектуальность ее мышления, способность идти непроторенным дорогам – это меня в ней восхищает, я ценю ее как способного креативного хореографа. Ей присуще тонкое чутье, как она слышит музыку и как она воплощает свое восприятие в хореографии… На премьере была представительная публика, и отзывы после концерта были восторженные. Отмечали необычный хореографический язык. Спектакль нельзя назвать историческим, это спектакль глобальный, вне нации, вне времени, вне рамок, это художественное творчество и необычная идея воплотить в пластике философские размышления над историческими событиями. Когда Анель рассказывала о задумке, я сразу поняла, что это будет интересно. Но для меня оставалось загадкой, как хореограф это сделает. Этот спектакль ломает стереотипы, он отражает современный взгляд на танцевальное искусство вообще. Это танец о свободе, о полете мысли, о фантазии… Очень важно показать этот спектакль как можно большему количеству людей».
По словам генерального директора ГАФ им. Е. Рахмадиева Ерлана Дакенова спектакль «Mūra» стал культурным событием в жизни столицы и, закрыв весенний сезон, обязательно появится на афишах сезона нового.
Текст ЗАРИНА МУХАМЕДАЛИ
Фото ОРАЗБЕК ДАУТ