Возрождение аркинской традиционной музыки
В начале сентября фольклорный ансамбль «Сарыарқа», солисты Государственной академической филармонии им. Е. Рахмадиева и Государственный струнный квартет им. Г. Жубановой представили вечер «Күй ғұмыр», посвященный 125-летию Мүгілсін Ахметқызы (Аққыз) и 95-летию Мағауия Хамзина. Концерт состоялся в камерном зале театра «Астана Опера».
Мүгілсін Ахметқызы (1897−1987), более известная как Аққыз – легендарная казахская домбристка, певица. Ее исполнение таких кюев Таттимбета, как «Қосбасар», «Саржайлау», «Бесторе», производило на слушателей неизгладимое впечатление. Огромный вклад внесла Мүгілсін Ахметқызы в композиторское творчество Казахстана как создатель великолепных кюев «Қайран елім», «Аққыз», «Қосбасар» и др. Среди ее учеников Мағауия Хамзин (1927−2000) – ярчайший домбрист, композитор, кюйши, народный артист Казахстана.
С 10 лет Мағауия Хамзин начал выступать в качестве домбриста. Работая солистом в различных учреждениях культуры, включая «Казахконцерт», он снискал славу виртуозного и одновременно глубокого и вдумчивого исполнителя. Музыкант был не чужд и экспериментам — артист сыграл на домбре классические произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Сергея Рахманинова и т.д. Кюи Мағауия Хамзина получили всенародную популярность. Наиболее известные среди них − «Қосбасар», «Космонавттар», «Жайлау», «Жас қазақ» и др.
Программа вечера «Күй ғұмыр» была составлена из лучших образцов творчества разных народных композиторов — «Қосбасар», «Жетім қыз», «Қайран елім» Мүгілсін Ахметқызы, «Ғарышкерлер вальсі», «Белгісіз солдат», «Жайлау» Аққыз и Мағауия Хамзина и др.
Особым акцентом вечера стало выступление Государственного струнного квартета им. Г. Жубановой под руководством заслуженного деятеля РК Ернара Мынтаева: артисты исполнили кюи Тәттімбета и Төлегена Момбекова в современной интерпретации Армана Жайымова и Қуата Шілдебаева.
Мы поговорили с художественным руководителем ансамбля «Сарыарка», лауреатом международных и республиканских конкурсов Тогжаном Жахиным об истории традиционной казахской музыки, ее сохранении и развитии. В этом процессе коллектив, который он возглавляет, играет важную роль – вот уже 25 лет ансамбль «Сарыарка» исполняет и популяризирует народное искусство.
«Открытие XXV концертного сезона фольклорного ансамбля «Сарыарқа» посвящено 125-летию Мүгілсін Ахметқызы (Аққыз) и 95-летию Мағауия Хамзина. Мы не зря объединили этих двух великих людей, ведь Аққыз является наставником Мағауия Хамзина. А оба они — наследники исполнительской домбровой школы «Арқа» и продолжатели традиции шертпе. Оба күйші наполнили репертуар домбристов кюями собственного сочинения».
Прозвучали кюи Аққыз и Мағауии Хамзина в исполнении как ансамбля «Сарыарқа», так и ярких солистов традиции шертпе − Жанғали Жүзбаева, Қайрата Айтбаева, Марата Нукеева, Ерболата Сапуанова, Амангелді Садуова, Рустема Нұркенова. Выступили во время вечера и специально приглашенные гости — ученик Аққыз Қалкен Қасымов и ее родственник, исполнитель кюев Аққыз Болат Тәкішев. Всем солистам генеральный директор филармонии Ерлан Дакенов вручил благодарственные письма за вклад в развитие народного искусства.
По словам Тогжана Жахина, 20 век стал для казахского кюя роковым. Многие представители аркинского стиля сгинули в огне репрессий, голода и войны.
«Навсегда ушли такие сильные кюйши, как Сембек и Таттимбет, и наследник их степной традииции – Аккыз. Если Дина передала потомкам напевы Курмангазы, то Аккыз передала нам школу Таттимбета. Некоторые произведения в этой программе по своему настроению очень грустные, например, кюй Аққыз «Қайран елім». Одна и та же мелодия повторяется здесь трижды, кюй звучит как народная песня. Когда мы исполняем «Қайран елім», мы представляем казахскую степь и Аққыз с домброй, которая в печальной мелодии вспоминает всех своих учителей, ушедших из жизни в эту страшную эпоху перемен и волнений. В нашем концерте мы вспоминаем и Мағауия Хамзина – он был учеником Аккыз, а затем обрел на базе этих знаний собственную исполнительскую манеру, свой стиль».
В наши дни задача народных исполнителей и композиторов – не растерять драгоценный опыт прошлого. И можно смело утвержадть – сегодня новая школа казахской традиционной музыки набирает силу, встает на крыло – благодаря таким энтузиастам и адептам искусства, как фольклорный ансамбль «Сарыарка» ГАФ им. Е. Рахмадиева.
Текст Зарина Мухамедали
Фото Оразбек Даут