Андрей Нода. Ироничный философ
Андрей Нода – ироничный философ, чьи наблюдения за жизнью и человеческими отношениями находят отражение в живописи и графике. Работы Ноды необычны, стиль узнаваем.
В его искусстве главным формообразующим и направляющим началом является собственный авторский метод, в основе которого импровизационный стиль письма. В картинах, напоминающих по стилистике детский рисунок, разворачиваются нешуточные страсти, раскрываются неподдельные чувства, выплескиваются до предела накаленные эмоции. Цвет становится главным инструментом для понимания природы взаимодействия между мужчиной и женщиной, анализа сложной гаммы человеческих чувств, постижения законов бытия.
Круг тем достаточно ограничен – одна или две фигуры в городском пространстве или интерьере, сведенные к знаку предметы повседневности в натюрморте или пейзаже, бесчисленные, но тщательно подсчитанные и пронумерованные лица. Притворно наивные сюжеты преобразуются в красочный калейдоскоп, где проявления внешнего мира неразрывно сплавляются с внутренним состоянием героев и атмосферой их окружения.
Погружение в картины Ноды позволяет зрителю наблюдать таинственные метаморфозы, напоминая о странствии Алисы в Страну чудес, где «Все страньше и страньше! Все чудесатее и чудесатее!» Здесь происходят удивительные трансформации – лица гипертрофируются и вытягиваются, формы уплощаются, пространство сжимается и опрокидывается, а время останавливается. И вот мы уже оказывается в парадоксальной вселенной, населенной странными человечками, наполненной знаковыми обозначениями узнаваемых примет повседневности. Образы подсказывает сама жизнь, в которую художник пристально всматривается, вслушивается, пробует на вкус. Незамутненное детское восприятие передается через сознательное упрощение, примитивизацию образов: дом, человек, дерево, птица, рыба. Условные фигуры людей с диспропорциональными элементами – большие головы, маленькие ручки — населяют не менее условные пространства: схематичные – квадрат-треугольник – домики, метелки-деревья, овальная галька облаков. Уникальные антропоморфные персонажи, сведенные к условному фигуративному знаку – особое изобретение художника. В схематизме фигур – естественность и свобода размещения в пространстве, открытость миру и своим переменчивым чувствам. Они мечтательные и задумчивые, страстные и отстраненные, созерцающие окружение и погруженные в себя. Их яркая индивидуальность раскрывается через неразрывную органичную связь и активное взаимодействие с окружением. Отсюда – лаконичность, незатейливость и достоверность сюжетов, где человек – центр космоса.
Ограничивая композицию, как правило, одной или двумя человеческими фигурами, автор пристально всматривается в сложные нюансы личностного взаимодействия человека с самим собой, партнером и миром. По сути, главные герои Ноды не так просты, и отношения его персонажей не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд.
Частый мотив – одинокая фигура. Состояние одиночества по воле автора обретает множество оттенков – от гармонически-созерцательного до минорно-ипохондрического. Прогулка в городе, пребывание в кафе, игра на дудочке – многообразие вариаций незатейливых действий отображают мечтания, переживания и размышления главных героев. Наслоения истинных и воображаемых знаков бытия в визуальных повествованиях сплавляют вымысел и реальность в неделимое целое.
Другая излюбленная тема – Двое – демонстрирует широчайшую амплитуду чувств. Умиротворенность единения и эйфория влюбленности может постепенно или внезапно смениться энергетическим сгустком напряжения надвигающейся ссоры или уже произошедшего конфликта. Ключом к пониманию нюансов описываемой сцены, ее эмоциональной окраски становится цвет. Интуитивно постигаемый, как и музыка понятный без слов, цвет в картинах Ноды превращается в чистую эмоцию.
Парадоксально, что, отсылая к жизненным ситуациям, картины Андрея Ноды фиксируют вневременность происходящего, инобытие персонажей. Впрочем, парадоксальность, абсурдность, отсутствие правил – характерные свойства творчества художника, определяющие его непосредственность и оригинальность.
Немаловажное значение играет окружение – отсюда внимание к вещному миру, выраженное в натюрмортах. На опрокидывающихся на зрителя столешницах замерли оплавляющиеся сосуды и шаткие формы, на скатерти распластался знак рыбы или вазы. Предметы подвергаются стилизациям, плывут и видоизменяются, словно отражаясь в кривом зеркале. Они порой теряют массу, сохраняя лишь пустой абрис-оболочку. Тогда объем исключается, а на его место приходит цветная геометрия линий, игра пятен, ритм локальных цветовых плоскостей, вступающих в затейливое увлекающее взаимодействие.
Контраст цветовых сочетаний создает внутреннее напряжение или, напротив, преобладание пастельных тонов успокаивает и расслабляет. Иронический и философский взгляд художника позволяет его персонажам находить возможность для существования в этом шатком, неустойчивом, ненадежном мире.
Каждое произведение Андрея Ноды становится визуальной шарадой, для разгадки которой требуется включение в процесс эмоционально-интеллектуальной работы. Проникновение в цветовые импульсы и всплески, ритмы и вибрации раскрывают сущность явлений невидимых, но ощущаемых – чувства, эмоции, переживания. И зритель, вовлекаясь в эту игру и находя схожие вибрации в своем сердце, рискует влюбиться в творчество Андрея Ноды бесповоротно и навсегда.
Опубликовано в журнале ALTYN ART №1(5)’2021