ART&SCIENCE КАК СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Art&Science – синкретический феномен культуры конца ХХ-начала XXI вв. – представляет собой разновидность актуального искусства, осмысляющий научную проблематику художественными средствами. Взаимодействие искусства и науки – актуальное многовекторное направление в современной культуре. Отдельное направление получило название био-арт, когда художники совместно с биологами, исследуют различные проявления живого. Ряд художников осмысливают достижения биомедицины, другие в своих методах используют кинетические и робототехнические системы. Многие обращаются к информационным технологиям от программирования до использования нейронных сетей, клеточных автоматов и искусственной жизни.
Инновационная форма Art&Science выступает связующим звеном между наукой и искусством. Целью этого направления становится популяризация научно-аналитического мышления и многогранности мира не только для зрителей, но и для самих художников и учёных. Важной задачей является стремление сделать научные теории доступнее и понятнее широкому кругу используя образное и эстетическое восприятие в области науки. Art&Science направлен на переосмысление связи искусства с научно-техническими исследованиями. Обеспокоенность проблемами глобального экологического кризиса способствует этому симбиозу.
Казахстан является местом зарождения яблок и тюльпанов, что вызывает интерес со стороны зарубежных ученых и исследователей. Этот регион привлекает научные авторитеты, становясь платформой для международного сотрудничества. В настоящее время Общественный Фонд «Cultural Dialogue» в рамках Программы участия ЮНЕСКО реализует международный проект «ALMA» в области Art&Science, связанный с возрождением яблони Сиверса в Казахстане. В рамках программы разрабатывается стратегия сохранения биоразнообразия вида.
В 2021 году в Казахстан приглашен художник и исследователь с мировым именем Киселёва Ольга Игоревна – яркий представитель направления. Проект «ALMA» осуществляется художником совместно с группой учёных биологов из Казахстана и Франции, будучи частью грандиозного проекта EDEN. Разработки автора начались в 2012 году на базе лаборатории Art&Science Университета Сорбонна (Париж), которой она руководит на факультете искусств. Миссией междисциплинарного проекта является не только привлечение внимания к теме биоразнообразия, он направлен также на создание способов налаживания связей образного и аналитического, осуществляет синтез нескольких научных дисциплин с помощью художественного видения.
Ольга Киселёва родилась и получила образование в советском Ленинграде. В 1990-е гг. она становится участником международных арт-проектов, продолжая обучение в Европе. В 1996 году получает предложение работать профессором в Сорбонне и перебирается в Париж. Исследуя тему коммуникаций и реализуя ее посредством медиа-искусства, она активно участвует в проектах по всему миру и выставляется на таких крупных международных площадках, как Венецианская, Стамбульская, Берлинская, Московская биеннале. Работы Киселёвой попадают в крупные частные коллекции: Седрик Лиенарт, Галила Холландер и др. Ее работы являются частью престижных музейных собраний: МОМА, ГРМ и др. Она побеждает в ряде конкурсов современного искусства: «Дикрим» (Dicream) — Французского министерства культуры с проектом «ДиДжи Кэбин», «Аркади» (Arcadi, 2004) и др. В 2002 г. получает Государственную премию Академии Наук Франции, в 2006 — награду правительства Сан-Себастьяна за проект «Тьютор», а в 2007 г. — международную премию фонда «Про Арте», Россия.
Художники и ученые находят точки соприкосновения, когда одни опираются на интуицию и творческое воображение, а другие на рациональные знания и научные факты. Результатом равного партнерского взаимодействия становятся уникальные художественно-научные открытия, одинаково важные и для науки, и для культуры. Группой ученых Сорбонны были разработаны специальные датчики, считывающие информацию с растений. Результаты этих данных художник осмысляет и облекает в образные аудио и визуальные формы. Наглядная метафоричность, синестезия понятий и умелое использование всевозможных узнаваемых аллегорий, вовлекают зрителя в активное эмоциональное восприятие. Ольга работает на стыке искусства и археоботаники – весьма перспективного направления, получившего активное распространение в течении последних лет. Суть её проекта представляет отслеживание осуществления коммуникации, импульсов, информации, считанных с различных растений. В данном проекте главным героем выступает яблоня Сиверса – «мать всех яблок», самый древний вид на земле, которой находится под угрозой исчезновения.
Каждая работа автора – это живой процесс, диалог. В результате взаимодействия с научными разработками художник стимулирует зрителя размышления о том, что мир когда-то был другим и в принципе мог бы стать совершенно иным. Для достижения качества художнику необходимо полное погружение в исследовательский процесс – с этой целью она приехала в Казахстан в августе 2021 года. Финальным этапом реализации проекта станет художественная выставка в Алматы в октябре этого года.
Глобальный экологический кризис влияет на изменение климата, эрозию биоразнообразия, нехватку ресурсов и провоцирует различные формы загрязнения. Творчество становится главным инструментом в осмыслении мировых проблем, культурным вызовом всему обществу и каждому индивидууму. Основной посыл экспозиции – философское, художественное осмысление темы яблони и процесс познания природы, мира через диалог науки и искусства. Art&Science становится местом сближения ученого, художника и зрителя в едином поле научно-художественного высказывания.