Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Балым Кожамкулова


Жизнь под звуки скрипки

Текст: АСЕЛЬ ИМАЕ

Балым Кожамкулова – первая профессиональная скрипачка-казашка, воспитала целую плеяду успешных и талантливых музыкантов, которые впоследствии стали востребованными исполнителями и хорошими учителями. Более ста учеников Балым Сералиевны во всем мире неизменно добрым словом вспоминают своего педагога.

 

Балым Кожамкулова

 

Балым Кожамкулова выросла в творческой семье. Ее отец, Сералы Кожамкулов – Народный артист КазССР, Герой Социалистического труда, актер тетра и кино, дал всем своим детям – пяти дочерям и сыну, музыкальное образование и тем самым определил их путь. Три дочери – Салиха, Балым и Мариям, стали профессиональными музыкантами.

 

На уроке И. А. Лесмана. 1949. Консерватория им. Курмангазы. Алма-Ата

 

После окончания в 1963 году музыкально-педагогического института им. Гнесиных (сейчас Российская академия музыки им. Гнесиных) Балым Кожамкулова начала педагогическую карьеру в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы и средней специализированной музыкальной школе им. К. Байсеитовой, а затем и в РССМШИ им. А. Жубанова. За годы работы она воспитала целую плеяду успешных и талантливых музыкантов, которые впоследствии стали востребованными исполнителями и хорошими учителями.

 

Балым Кожамкулова
С отцом Сералы Кожамкуловым и пианисткой Мариной Курманаевой
после сольного выступления в филармонии. 1962. Алма-Ата

 

Сегодня заслуженный работник РК, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Балым Сералиевна Кожамкулова продолжает активно работать. Помимо педагогической, Балым Сералиевна занимается научной и просветительской деятельностью. Она – автор сборника «Хрестоматия казахской скрипичной музыки» в трех частях.

Об издании сборника казахских пьес Балым Сералиевна задумалась, когда училась в Москве. Идея эта возникла на одном из первых уроков по специальности, когда профессор Михаил Израилевич Фихтенгольц, у которого она училась, попросил: «Принеси, пожалуйста, ноты вашей музыки, я хочу познакомиться». Балым принесла ноты «Арии» Ахмета Жубанова, написанные от руки на нотном листе. Ей было неловко, что ноты не отпечатаны (в издании «Камерные произведения композиторов Казахстана» они были изданы без скрипичной партии). Михаил Израилевич сыграл с листа так выразительно, что девушка была потрясена: такого исполнения «Арии» она до этого не слышала. Увидев выражение лица студентки, Фихтенгольц спросил: «Что-то не так?» Балым ответила: «Нет! Просто я в восторге!» На что Михаил Израилевич ответил: «В нотах все написано».

Чувство неловкости, что казахская музыка выглядит весьма скромно на листочке, не давало девушке покоя. «Когда я шла с урока домой, – вспоминает Балым Сералиевна, – у меня было двойственное состояние: с одной стороны – восторг от игры Михаила Израилевича, а с другой – смущение, что мне пришлось оставить ему листочек переписанных от руки нот, а не профессионально изданный сборник. Именно в тот момент я решила, что по окончании учебы я займусь изданием произведений казахской музыки для скрипки. Рада, что это удалось осуществить. Я издала хрестоматию казахской музыки в трех частях. В первой части – обработки казахской народной музыки для скрипки. Во второй – оригинальные произведения композиторов Казахстана. В третьей – современные произведения молодых композиторов Казахстана».

 

Со своим преподавателем Народным артистом России
профессором М. И. Фихтенгольцем (второй справа), Б. Дубровым, Б. Амангельдиевым. 1966.
Консерватория им. Курмангазы. Алма-Ата

 

В 1966 году Балым обратилась к Ахмету Жубанову по поводу включения в сборник его пьес «Ария» и «Романс». Ахмет Куанович идею одобрил. Это прозвучало как благословение. И первый тираж был издан!

Последний тираж всех трех частей сборника, обновленный и дополненный, выпущен в начале 2020 года в рамках проекта фонда «Арт-Мирай». Проект был реализован при поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н. А. Назарбаева.

Хрестоматия казахской скрипичной музыки – достижение профессора Балым Кожамкуловой. Каждый скрипач в Казахстане играет или играл произведения из хрестоматии, пьесы казахстанских композиторов входят в концертный репертуар наших музыкантов во всех уголках земного шара. Более ста учеников Балым Сералиевны во всем мире неизменно добрым словом вспоминают своего педагога.

«Балым Сералиевна – большой души человек и мудрый наставник! Блистательный педагог, который может зажечь огонь в душе ученика! Она учит мыслить и анализировать. Эти навыки позволяют двигаться вперед к намеченной цели. Я с огромной благодарностью вспоминаю ее уроки. Она умеет объединить, сдружить своих учеников. Когда находишься в большой творческой семье, а именно так мы воспринимали наш класс, то происходит обмен мыслями, энергией. Часто были чаепития, за которыми обсуждались творческие планы, концерты. Я с трепетом вспоминаю годы обучения у Балым Сералиевны», – делится Айсулу Байкенова, концертмейстер симфонического оркестра «Астана Опера». Тимур Таланов, недавний студент профессора Кожамкуловой, сейчас строит успешную карьеру педагога и исполнителя в ОАЭ и тепло отзывается о своем учителе: «Балым Сералиевна для меня – как вторая мама. Она научила меня терпению, упорству, труду. Уроки специальности были не только уроками обучения игре на инструменте – это были уроки жизни. Профессионализм, благородство – в каждом слове, в каждом жесте! Меня всегда поражала ее вера в меня. «Все получится, сделай вот это, это и это, и все будет в порядке». Балым Сералиевна научила меня организованности. Я усвоил, что успешные люди начинают свой день рано утром и все успевают. Теперь эта привычка – неотъемлемая часть каждого моего дня».

 

Балым Кожамкулова
Балым Кожамкулова с учениками: Маратом Бисенгалиевым, Жибек Базылбековой,
Сагадатом Бисенгалиевым и Мухтаром Мусиновым. 1969. Алма-Ата

 

Мне, автору этих строк, тоже довелось учиться у Балым Сералиевны, и я могу сказать, что своим мягким словом, твердым характером и уверенными наставлениями она ведет людей по жизни не только музыкальной, но и учит постоянно работать над собой, дарит надежду и никогда не дает сомнению и неуверенности взрасти в душе. Вдохновлять молодежь на подвиги, без лозунгов и призывов, можно только личным примером, и Балым Сералиевна своей неугасаемой энергией и небезразличием к ученикам и их успехам и неудачам делает именно это. Вдохновляет жить и работать, учиться, мечтать, строить планы и непременно их реализовывать! Это я знаю по себе и по примеру многих ее воспитанников, моих коллег и друзей, которые успешно творят историю музыкальной культуры сегодняшнего Казахстана.

 

Балым Кожамкулова. 2004. Алматы

 

Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020

 

 

25.08.21 просмотров
Нaзад

Контакты

Салон "PIANOS" В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Аль-Фараби 77/8 Алматы, KZ
Салон "PIANOS", 2-ой этаж ТРЦ "Esentai Mall" на Аль-Фараби 77/8 + 7 727 317 95 07 + 7 708 107 85 07 + 7 700 107 85 07 almaty@pianos.kz
Hilton Astana В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Cауран 46 Нур-Султан, KZ
Hilton Astana на Cауран 46 + 7 (717) 277 92 02 + 7 (778) 971 50 00 astana@pianos.kz
Связаться с менеджером Работаем в Казахстане, Азербайджане и Узбекистанеinfo@pianos.kz

Обратная связь

Задать вопрос

Заполните форму, и мы обязательно свяжемся с вами!

Ваша заявка отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время