Фридерик Шопен
Выдающийся поляк, приговорённый в 19 лет врачами на скорый уход, но проживший еще 20 лет создавал величайшие произведения, волшебные в своем совершенстве. Все это о Фридерике Шопене.
Фридерик Шопен родился в 1810 году недалеко от столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Мать композитора была полька, отец — француз. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. Будучи совсем маленьким мальчиком он с удовольствием разыгрывал дуэты со своей старшей сестрой Людвикой. Кстати, именно Людвика стала первым учителем музыки для своего брата. Свою первую работу Шопен опубликовал в семь лет, это был соль минорный полонез. Фридерик стал брать уроки у пианиста, скрипача и композитора Войцеха Живного. Живный познакомил Шопена с произведениями Бетховена, Моцарта, Баха и с сочинениями других популярных композиторов того времени. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Интересовался историей Польши, читал много художественной литературы и свободно владел французским и немецким языками.
Краткая биография
С раннего детства Шопен был музыкально одарён. Как исполнитель, в десять лет он получил из рук Анжелики Каталани золотые часы. Судьба Шопена была непростой: родился в Польше, был подданным Российской Империей (в 1834г. отказался от подданства), а умер в Париже. Когда в Польше его друзья отстаивали независимость на баррикадах, Фридерик сокрушался: «Я только мечу на клавиатуре». Именно в этот период он создал один из величайших этюдов, «Революционный». Во времена фашистской оккупации его музыку было запрещено исполнять, потому как она воспринималась гимном политического сопротивления. В этой музыке есть страсть, как символ национального самосознания.
Шопен стал изучать композицию у Юзефа Эльснера — сначала частным образом, а потом в течение трех лет в Главной школе музыки. В Варшавской высшей музыкальной школе Шопен открывает для себя музыку ирландского композитора Джона Филда, изобретателя жанра «Ноктюрн». Нежная, мечтательная пьеса ночного характера — ноктюрн, начинался в музыке Фильда как жанр исключительно лирический, впоследствии он стал одним из ключевых для Шопена. В эти годы произошли трагические события, он хоронит свою младшую сестру и друга, умершего от туберкулеза.
Миниатюры (мазурки, полонез, прелюдии, ноктюрны и этюды)
Пьесы танцевального характера с чертами бравурности и храбрости. Мазурка — это польский народный танец, требующий от танцоров ловкости и изящества. Танец в трехдольном размере, но чаще всего акцент падает на последнюю долю такта. Шопен обладал удивительным даром мелодиста, был гением исполнительства. Говорят, что на одной клавише Шопен мог произвести 20 разных оттенков звука. Мелодии созданные им пленяют своей мечтательной пронзительностью и тонкостью отделки. Порой они беспокойны, порой — нежны и мягки, но всякий раз очаровательны. Баллады, мазурки, полонезы, скерцо и вальсы превратились в самостоятельные произведения. Вальсы Шопена — это отклик его реальной жизни, они являются своеобразным лирическим дневником.
Этюды
В этюдах Шопен предстает перед нами великим новатором. Новым прочтением этого жанра композитор открыл в фортепианной музыке целый мир, до того неизвестный. Двенадцать этюдов opus 10. Все виды крупной и мелкой техники использованы Шопеном в этом опусе. Этюд до минор №12 (революционный) — одно из самых популярных произведений Шопена. Он был написан под влиянием известия об исходе польского восстания.
Между сериями этюдов сочинения 10 и 25 прослеживается заметная взаимосвязь. Этюды имеют схожий характер и тип изложения, особенно последние этюды каждой серии (№12 и №24). Этюды соч.25, посвященные графине Марии д’Агу, жене Ференца Листа, были изданы в 1837 году после большого успеха первых двенадцати этюдов.
Шопен уже был многообещающим музыкантом, на родине его знали и ценили, называя «польским Моцартом». Но вскоре произошли события, которые определили его дальнейшую судьбу. 11 ноября 1830 года уезжая из Польши, чтобы отправиться в Вену и затем в Париж, Шопен не знал, что уже никогда не вернется в Варшаву. Концертное турне обернулось бессрочной эмиграцией. Как исполнитель, Шопен предпочитал салонные выступления. Выступал мало из-за страха, что игра может быть прервана кашлем и зачастую, между приступами чахотки его буквально выносило на сцену, где и прекращался кашель.
Расставание произошло по инициативе Жорж Санд. Разрыв с нею стал для него смертельным ударом. Композитор, который был верен единственному инструменту — рояль, умер в ночь на 17 октября 1849 года в своей парижской квартире на Вандомской площади. 30 октября 1849 года в костеле св. Марии Магдалины прошло отпевание. Тело великого музыканта покоится на кладбище Пер-Лашез, а сердце — в костеле св. Креста в Варшаве.