Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Еще в детстве Бах решил стать профессиональным музыкантом. Вокальные навыки развивал в хоре городской школы, а навыки игры на скрипке получил от отца. В 1694 году умерла мать будущего композитора, через год не стало отца. Следующие пять лет Иоганн Себастьян провел в доме старшего брата (опекуна), посещая местную школу и занимаясь в школьном хоре. Но, в начале 1700 года юный Бах покинул дом брата, решив продолжить образование в люнебургской гимназии. Окончив гимназию Бах работал скрипачом в капелле принца Иоганна Эрнста Саконского. В 1706 году композитору предложили место органиста в церкви св. Блазиуса в вольном городе Мюльхаузене. В этом городе они сблизились с кузиной, Марией Барбарой, а через год они поженились.
Когда Бах прибыл в Кетен, он был известен, прежде всего, своими религиозными произведениями. При дворе князя Леопольда ему пришлось встретиться с совершенно иными задачами, чем те, что стояли перед ним в Веймаре. Работодатель, Вильгельм Эрнст Саксен-Веймарский гордился тем, что поддерживал своих немецких музыкантов.
Фортепианное творчество И.С.Баха
Его творческое наследие принято разделять на 5 групп. Самая обширная из них – церковные кантаты, большую часть из них он создал в Лейпциге. Они были написаны на духовные тексты
Кроме этого он создал вокально-инструментальные композиции. Третья группа – музыка для клавишных (клавесин, орган). Четвертая – для различных инструментов. И последняя – для оркестра.
Инвенции
«Откровенное наставление, показывающее любителям клавира правильный способ научиться играть чисто с двумя голосами, а также составлять хорошие инвенции и искусно развивать их, но более всего добиваться певучести и приобрести вкус к самостоятельной композиции». И.С.Бах
Слово инвенция с латинского языка переводится как — изобретение (выдумка, загадка). Иоганна Себастьян Бах написал 15 двухголосных инвенций. Он не первооткрыватель этого жанра, до него сочиняли инвенции. Композитор писал для своих детей, в каждой инвенции была своя задумка характера, а ученики должны были её разгадать. Для Баха основным источником образов было Святое Писание.
Три главных задач при изучении пьес композитора:
1) обучение игре и одновременно начаткам композиции;
2) привитие навыков полифонической игры;
3) стремление выработать певучую манеру игры на инструменте.
Бах был представителем барочной музыки. Музыка в эпохе барокко была тесно связана со словом, не только с интонацией произношения, но и его смыслом. Благодаря этой установке, в музыкальном тексте использовалось большое количество образов, которое было связано прежде всего с религией. Бах был очень религиозным, в его творчестве чаще всего встречается знаменитый мотив Христа и интонации Трона Господнего.
10-заповедей были важны для Баха. Если ты грешил, то исповедуйся, тогда и будет тебе счастье. Исполнительские моменты, такие как интонирование слабых и сильных долей очень важны в музыке. Это про то, как правильно вставлять ударение в словах. Отталкиваясь от характера и смысла произведения выделять сильные доли.
Хорошо темперированный клавир
Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг написанные во всех тональностях мажора и минора, составляющие два тома по 24 прелюдии и фуги в каждом. Фуга — полифоническое произведение, основанное на поочередном проведении в разных голосах одной или нескольких тем, подчиненном определенному принципу.
Первый вопрос, который мы задаём себе при работе над клавирными произведениями И.С.Баха: «Какой характер чувствуете в произведении, несмотря на нюансы, темп и тональность?». Ответ требует размышлений. По всей видимости, не все прелюдии были написаны Бахом одновременно с фугами. Также далеко не все из них предваряют фугу.
Сюиты
Сюита — инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей (обычно — танцевальных), отличающихся друг от друга по характеру, ритму и темпу. Композитор сочинил 6 французских и 6 английских сюит. Не каждый задается вопросом: «Почему именно шесть?». В Библии говорится, что Бог сотворил землю в течение шести дней. Но, день понятие субъективное.
Органные произведения
У каждого композитора есть своя область в музыке, свой инструмент, наиболее созвучный складу его души и дарования. Любимым инструментом композитора был орган. Огромное количество произведений было написано для органа, такие как прелюдии, токатты, сонаты, фуги, фантазии, хоралы, обработки концертов других композиторов и хоральные прелюдии.
Орган — духовой клавишный инструмент, известный еще у древних египтян, греков, римлян. В западноевропейских странах он появился в 7 веке. Механизм органа непрерывно совершенствовался, ранее он сопровождал церковное пение во время богослужения. В настоящее время орган употребляется как сольный концертный инструмент.
Помимо творчества, в жизни композитора были две музы: Мария Барбара и Анна Магдалена. Первый брак Иоганна с его кузиной Марией Барбарой продолжался тринадцать лет. У них было семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте. Мария умерла неожиданно, в то время, когда Бах был на гастролях. Чтобы дети не остались без материнской любви и заботы, 3-декабря 1721 года он женился на Анне Магдалене Вильке. В этом браке из тринадцати детей, выжили шестеро. В горе и в радости Анна следовала за мужем на протяжении двадцати девяти лет.
Отношение Баха к смерти.
«Смерть никогда не пугало его» — со слов Анны. Она была для него надеждой действительным завершением жизни. Эти чувства всегда проявлялись в его музыке: самые прекрасные мелодии кантат рождались в том случае, если в них говорилось о прощании с миром. Бах отредактировал слова для одной из своих кантат: «Добро пожаловать!» — скажу я, когда ко мне нагрянет смерть. Иоганн Себастьян Бах умер 29 июля 1750 года. Последними словами композитора были: «Я радуюсь своему страданию. Через него я становлюсь ближе к Господу, который так страдал ради нас». После, сделав паузу он добавил: «Анна, я люблю тебя».