Акмарал с казахско-индийским сердцем
Не знаю, как у кого, а у меня образ индийского танца связан вовсе не с болливудским кино, а с личностью Акмарал Кайназаровой. Сразу всплывает в памяти тонкая фигурка в традиционном индийском сари, сложившая руки в намасте и готовая рассказывать бесконечные истории языком древнего танца.
Заслуженный деятель Казахстана, выпускница колледжа изящных искусств Калакшетра, обладательница диплома по индийскому искусству от танцевального исследовательского центра Наланда при Университете Мумбая и диплома по терапевтической йоге от факультета санскрита Мадрасского университета, магистр искусств по индийскому классическому танцу Бхаратанатьям, автор сотен проектов, связанных с индийской культурой, основатель и руководитель «Центра индийского классического танца, Алматы–Казахстан» в Алматы – можно еще очень долго перечислять регалии и достижения Акмарал Кайназаровой, но одним из главных, на мой взгляд, является качество, определившее всю ее судьбу. И это ее бесконечная, безоглядная влюбленность в индийский танец, которому она посвятила большую часть своей сознательной жизни.
– Акмарал, Вы человек, который занимается индийским классическим танцем профессионально и знает о нем буквально все. В чем уникальность этого искусства?
– В индийском классическом танце есть три важных аспекта: нритта – красивая пластика тела, отрывки чистого танца, нритья – сочетание чистого танца с сюжетным, натья – аспект драматического искусства, когда танцоры профессионалы представляют целые драмы. Индийский классический танец – это не просто красивые телодвижения, это глубокое философское интеллектуальное искусство. Это воспевание абсолюта и постоянный духовный рост. Мы начинаем выступление с пластики тела, а потом, в смысловых танцах раскрывается их глубочайшее духовное содержание. И мы, танцоры индийского классического танца, несем эту духовность в материальный мир – нашему зрителю.
– Не секрет, что индийский танец зародился как храмовый. Древнейшим ведам более пяти тысяч лет, каков же возраст индийского танца?
– История индийского классического танца насчитывает две тысячи лет. Согласно мифам, Шива, создавая Вселенную из хаоса, танцевал. Его космический танец – это вдохновение индийского классического искусства. Древнейший текст Натья Шастра датируется вторым веком до нашей эры или уже нашей эры, до сих пор идет полемика по этому вопросу. Автор трактата – Бхарата Муни, собирательный образ. Многие исследователи считают, что этот великий труд собрали несколько святых. Натья Шастра считается пятой ведой и представляет собой трактат по драматическому искусству. В нем 36 глав, из них 13 посвящены искусству хореографии. Там подробно описано все: техника исполнения, теоретические аспекты, движения глаз, движения головы, основные позиции рук, ног, костюмы, убранство сцены и так далее. И получается, что в классическом танце мы следуем канонам и принципам, заложенным две тысячи лет назад.
– Но не все же танцевальное искусство Индии однородно и представляет собой одно направление?
– Конечно нет! Существуют народные танцы, которые отражают культуру и традиции определенных штатов. Например, Гидда и Бхангра в штате Пенджаб, Кумми в штате Тамилнаду, Раас в штате Гуджарат – это народные виды искусства. Существуют также племенные танцы, например, танцы племен Нага в штате Нагаланд.
А классический индийский танец – это уникальное явление мирового искусства, которое привлекает не только самих индийцев, но и всех любителей сказочной Индии. Существует восемь стилей индийского классического танца.
Если мы рассмотрим юг Индии, штат Тамилнаду, это классический танец Бхаратанатьям, который я исполняю более двадцати лет. Кстати, обучалась я в городе Ченнай, столице штата Тамилнаду.
В соседнем штате Керала – классический танец Мохиниаттам и классический танец Катхакали. Севернее – штат Андра Прадеш с классическим танцем Кучипуди. Еще выше по карте расположен штат Орисса – родина классического танца Одисси. На востоке Индии, в штате Ас-сам, есть классический танец Саттрия, а в штате Манипур – классический танец Манипури. И, конечно, север Индии – классический танец Катхак. Это и есть восемь стилей классических индийских танцев, которые и сегодня равноценно развиваются и имеют свои академии и школы. В каждом из этих стилей есть свои уникальные гуру, учителя, которые передают мастерство. Традиция сохраняется, и это ценно! В нашем «Центре индийского классического танца, Алматы–Казахстан» представлены две классические традиции юга и севера Индии: Бхаратанатьям и Катхак.
– С открытием Индии культура этой необыкновенной страны повлияла на многие умы, в том числе и в области танцевального искусства. Я могу сказать, что американская танцовщица Рут Сен Дени в начале ХХ века с большим успехом исполняла стилизованные индийские танцы. Но не будем далеко ходить, наша первая профессиональная танцовщица Шара Жиенкулова, Шара-апай, после поездки в Индию, тоже с большим вдохновением танцевала индийский танец. А есть ли нечто общее между казахским и индийским танцами?
– Индийские классические танцы не могут оставить никого равнодушными своей глубиной, яркими красками, оригинальной техникой исполнения. Даже в костюмах и украшениях есть свой смысл, своя специфика.
Если говорить о нашей Шаре-апай, она в своей книге «Танцы народов мира» описывает красивый «Танец с тарелочками». Действительно, есть такой танец, это танец Манджира Гарбха из штата Гуджарат. Есть фотография Шары Жиенкуловой в красивом сари, руки в позиции алападма. Она использовала многие жесты из индийского классического танца, творчески стилизовав их, поэтому мы не можем говорить об оригинальном классическом исполнении индийского танца.
Что касается общего между казахским и индийским танцами, то здесь есть, о чем поразмышлять. Мне хотелось бы затронуть два стиля: Бхаратанатьям и Катхак. В казахском танце есть специфические положения рук. В индийском классическом танце Бхаратанатьям есть закодированный язык жестов. Это сближает две традиции. Если взять классический танец Катхак, то его характеризуют именно плавные, мягкие руки – что сродни нашим казахским народным танцам. Если мы будем говорить об образе в танце, то в казахском танце героиня в большинстве своем скромная, нежная. Эти качества можно проследить и в показе определенных героинь индийских классических танцев, которые тоже скромные, нежные, застенчивые. Например, Сита, Рукмини, Шакунтала и другие.
Индийский классический танец – это связь с космосом, с абсолютом, с природой. Казахский народный танец – это не только отражение социальной жизни народа, но и та же близкая связь с природой. Я профессионально занимаюсь индийским классическим танцем, а казахский народный танец – это моя родная традиция, и я тоже его никогда не забываю. И я искренне люблю обе танцевальные традиции своим большим казахско-индийским сердцем!
– Видимо не Вы одна! В истории казахского хореографического искусства есть еще один интересный пример обращения к индийскому танцу, но уже мэтром балетного театра, известным балетмейстером Заурбеком Райбаевым. На второй декаде казахского искусства в Москве в 1958 году молодой Райбаев танцевал на сцене Большого театра «Танец Золотого орла» и вы-звал фурор своим исполнением!
– При жизни Заурбека Галиевича Райбаева мы много говорили с ним об этой удивительной странице в его творчестве. Элеонора Грекурова поста-вила Заурбеку Галиевичу «Танец Золотого орла», а известному советскому танцовщику Махмуду Эсамбаеву – «Танец Золотого бога». Талантливый хореограф, она посещала много танцевальных школ в Индии, встречалась лично с Джавахар-лалом Неру. Она использовала различные стили танца для того, чтобы ставить привлекательные для того времени вольные хореографические композиции. Так, в «Танце Золотого орла» и в «Танце Золотого бога» мы прослеживаем позиции Мураманди (гранд-плие), Араманди (плие), Преритам, Куттанам и другие позиции индийского классического танца Бхаратанатьям, а так-же разные жесты этого стиля. Я с благодарностью вспоминаю моменты, когда была возможность это обсудить с Заурбеком Галиевичем.
– Несмотря на популярность индийского танца во всем мире, все же многие студии предпочитают давать своим ученикам «болливудский» вариант танца, этакое шоу в индийском стиле. Ваш Центр следует не только духу, но и букве индийского классического танца, и, насколько я знаю, в Центральной Азии это единственный Центр, где так досконально изучают стили танцев Катхак и Бхаратанатьям. Какую цель Вы перед собой ставите?
– Да, действительно, наш Центр уникален тем, что мы глубоко следуем традиции. Казалось бы, в Казахстане более 140 национальностей, столько красивых культур, столько красивых танцев помимо казахского народного. Но я выбрала имен-но индийский классический танец, потому что моя цель, прежде всего, – восстановление тех связей между Казахстаном и Индией, которые были раньше. Ведь наши страны были тесно связаны посредством Великого Шелкового пути, и у нас столько общего в культуре и в традициях.
Имя Индира после визита подростка Индиры Ганди с отцом Джавахарлалом Неру в Алма- Ату стало чуть ли не традиционным казахским именем! Великий правитель Кашмира Мухаммад Хайдар Дулати был из казахского рода Дулат. В языках хинди и в казахском много общих слов: махаббат, пияз, нан, парда, дуния, дукан (дукен) и т. д. И таких примеров можно приводить множество!
– Вы занимаетесь индийским танцем более двадцати лет. Сколько же человек Вы обучили танцу и познакомили с индийской культурой?
– Недавно я задалась этим вопросом и была удив-лена! За эти годы я обучила более пяти тысяч студентов. Многие до сих пор присылают мне благодарные письма: кто-то пишет, что благодаря нашим танцам научился красиво улыбаться; кто-то создал семью; у кого-то зрение улучшилось или внутричерепное давление ушло. А кто-то пишет, что стал интересоваться Индией больше и через это вышел на йогу. А йога – это полное здоровье и гармония. Я очень рада, что студенты, которые приходят в наш Центр, ощущают, на-сколько искренне мы выкладываемся. И все знания, полученные за семь лет обучения в Индии, я с радостью сегодня делю со всеми, кому это интересно. Индийский танец – это бесконечный мир познания!
Журнал altyn art.