Ювелирные украшения
Текст: УМИТКАН АЯЗБЕКОВА
Казахские женские ювелирные украшения, созданные мастерами-зергерами, когда-то пользовались большим спросом, который определялся не только красотой, но и символической значимостью, связанной с народными обычаями, обрядами, религиозными представлениями.
Количество украшений и их декоративная насыщенность зависели от возраста. Важной деталью в колоритном наряде казашки были серьги. Они считались древнейшим оберегом, поэтому носили их с раннего детства и на протяжении всей жизни. Малышкам прокалывали ушки с трех-пяти лет и надевали скромные сережки. С 12 лет, что тогда уже считалось периодом совершеннолетия, девочки носили более разнообразный набор украшений.
Основное отличие серег от других ювелирных изделий – они выпускались в паре. Но не всегда – долгожданному мальчику надевали одну серьгу. Возможно, это связано с давними представлениями саков и скифов о роли и статусе единственных наследных принцев-мальчиков.
В советский период традиционные женские украшения, в том числе и серьги, почти вышли из употребления. Они сохранились лишь у старшего поколения, как память и реликвия прошлых эпох. Большинство этих изделий нашли свое достойное место в музеях. Однако в конце 80-х и в 90-е годы прошлого столетия интерес к национальным украшениям стал возрождаться. С обретением независимости изменилось отношение казахов к этой составляющей национальной культуры – женским украшениям, которые с давних пор считались, к тому же, оберегом.
Особо желанными оказались плоские серьги разных форм. Постоянно носимыми стали изящные филигранные серьги «лунницы» (ай сырга), успехом пользуются «салпыншак сырга» в виде двухъярусной подвески, с густой проволочной бахромой звучные «конырау» (бубенчики), серьги со вставными камнями, которые, по поверью народа, наделены чудодейственной силой. От них веет теплом старины, которая хранит память о тех, кто некогда был владельцем этих прекрасных изделий.
Кроме серег, особым женским атрибутом были разнообразные украшения для волос. По сравнению с серьгами и браслетами, кольцами и перстнями в настоящее время сейчас они являются редкостью, и встретить их можно только в фондах музеев.
Девочки до совершеннолетия носили скромные украшения для кос, девушки на выданье – роскошные подвески. Для свадебного наряда невесты украшения заказывали лучшему ювелиру, работа которого отличалась изяществом и богатством отделки. Чем старше становилась женщина, тем проще – ее украшения, а накосники чаще заменялись ключами или камнями.
Шолпы и шаш тенге (монеты для волос) подвешивались к концам кос. Монеты, ажурные медальоны со вставкой из сердолика, перламутровые бляхи соединялись в один-три ряда. При движении подвески издавали мелодичный звон. По народному поверью шум подвесок отпугивал нечистую силу.
Шашбау (шнур для волос) имели весьма незатейливую конструкцию. Длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), лента с нашитыми монетками, вплетенная в густую косу, заканчивалась пышными шелковыми кистями или серебряными подвесками. Шашбау крепились у основания кос и спускались до самых их кончиков, подчеркивая длину волос.
Желкелик или шашкерме крепились на затылке и считались сугубо девичьим украшением. Чтобы предохранить волосы от суровых климатических условий, использовались матерчатые чехлы для кос – шашкап, украшенные позументом, ювелирными украшениями, вышивкой.
Изготавливались серьги и накосники в основном из серебра, обладавшего по представлению казахов магическими свойствами, со вставками из сердолика, бирюзы, кораллов, перламутра, стеклоплавов. Неистощима была фантазия зергеров в создании форм и декора, в использовании разных техник исполнения: ковки и литья, штамповки и чеканки, гравировки и сквозной резьбы, скани и зерни, чернения и эмали.
Изделия различных регионов Казахстана имели свои характерные черты.
Украшения Западного Казахстана характеризуются монументальностью и строгостью стиля, крупными и геометризованными формами. В основе декора – вставки из сердолика и геометрический узор из ложной зерни. Распространены также скань, или филигрань, – узоры, образуемые из тонкой проволоки.
Ювелирным изделиям Южного Казахстана свойственно обилие звенящих подвесок и формы, составленные из многих частей. Характерно введение в декор голубой эмали, цветных стекол, позолоты и бирюзы.
Ювелирные украшения из Северного Казахстана отличаются удлиненностью и пластичностью форм подвесок и ясно выраженной ритмической организацией композиции. В основе изделий – ажурная скань либо каст со вставкой из сердолика.
Ювелирным изделиям Центрального и Восточного Казахстана присущи простота, соразмерность форм, сдержанность декора.
Ювелирные украшения, о которых шла речь, – только небольшая часть из замечательной коллекции ювелирных изделий Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева. Искусство казахских зергеров – это своего рода «золотой» мостик, соединяющий настоящее с прошлым, с его обрядами, ритуалами, символами и религиозными воззрениями.
Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020