Итоги киногода
Текст: ГУЛЬНАРА АБИКЕЕВА
Не успел год начаться, как все мы оказались в карантине, кинотеатры закрылись, съемки приостановились, и казалось, что киножизнь замерла навсегда. Но, как это ни удивительно, новости с кинофестивалей – тех, которые отважились проводиться офлайн или онлайн – говорили о том, что казахстанское кино живет и продолжает свое победоносное шествие по миру. А значит настало время подвести итоги киногода.
Итоги киногода
Хорошие новости начали поступать осенью. В сентябре мы узнали, что казахстанская картина «Желтая кошка» Адильхана Ержанова будет участвовать в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Это девятый по счету фильм Ержанова, а предыдущие уже успели поучаствовать в Каннах, Сан-Себастьяне и других престижных кинофестивалях. Фильм рассказывает историю о казахстанских «Бонни и Клайде» – бунтовщиках, которые противостоят местным мафиози. Адильхан не боится экспериментировать с актерами: на этот раз он приглашает московского актера-казаха Азамата Нигманова и юную актрису Камиллу Нугманову.
Надо отметить, что генеральным продюсером фильма уже во второй раз выступает Асель Садвакасова. Ее первая с Ержановым картина – «Бой Атбая». Прокат фильма должен был пройти в этом году, но отложился из-за коронавируса. В апреле фильм получил Гран-при Якутского кинофестиваля. Это очень яркая, я бы сказала – яростная, картина о том, как главный герой хочет подняться из социальных низов и занять достойное место в обществе, пусть даже путем участия в подпольных боях. Но ему это не удастся по определению, потому что успех не в кулаках, а в голове, а в голове у него – полный хаос.
После Венеции был яркий всплеск новостей с кинофестиваля «Киношок». Этот фестиваль уже много лет является главным фестивалем стран СНГ и Балтии. Что значит главным? Именно на «Киношоке» мы каждый год видим реальную панораму достижений кинематографий постсоветского пространства. Каково же было удивление, что два основных приза были отданы казахстанским картинам, признавая таким образом, что наше кино – сегодня одно из сильнейших на территории экс-СССР. И если приз за режиссуру не сильно удивил – он достался картине опять-таки Адильхана Ержанова «Черный черный человек», то Гран-при был очень неожиданным – его получил, как мы говорим, коммерческий фильм – «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева. Поэтому, называя победителя и вручая «Золотую лозу», жюри отметило четырех продюсеров – Жандоса Айбасова, Ернара Нургалиева, Азамата Дулатова, Тимура Шевченко. Также фильму был вручен приз за «Лучший сценарий», авторами которого выступили шесть сценаристов – Ануар Тарижигитов, Данияр Солтанбаев, Алишер Утев, Жандос Айбасов, Ернар Нургалиев и Ильяс Толеу.
Фильм – двойное роуд-муви. С одной стороны – трое городских парней, среди которых и герой Данияра Алшинова, отправляются за город на рыбалку, с другой – четверка аульных ребят, захватив с собой ружье, едет требовать с кого-то то ли долги, то ли коней. Случайно их пути скрещиваются, и начинается… Это крепкий коктейль из кинематографических цитат, аллюзий, а также казахстанской музыки разных стилей и поколений. Ну и, конечно, погони, убийства, драки, ловушки, бегство, догонялки – такое настоящее мужское развлекательное кино, которое не хочется пересказывать, лучше посмотреть.
Смотря этот фильм, я вспоминала аргентинско-испанскую ленту, участницу Канн, «Дикие истории» 2014 года Дамиана Сифрона, где с героями фильма случаются подобные нелепые ситуации. Легкость, при этом черный юмор и изящество, с которым был сделан этот фильм, покорили мир. Примерно такие же чувства вызвал у меня фильм «Жаным, ты не поверишь». Что важно – этот интеллектуальный, динамичный, захватывающий и смешной фильм можно рассматривать как наш прорыв в коммерческом кино.
А потом пришла еще одна новость – казахстанский фильм «18 килогерц» Фархада Шарипова получил Гран-при на Варшавском кинофестивале! Дальше – больше: фильм был признан лучшим на 30 МКФ в Котбусе! Хочется воскликнуть: Фархад специализируется на Гран-при! Предыдущая его картина «Тренинг личностного роста» завоевала Гран-при Московского кинофестиваля.
На мой взгляд, Фархад – очень тонкий режиссер. Он работает на полутонах, не эпатирует, не пишет яркими мазками. Его стиль скорее сдержанный, но мысль и эмоции выстраиваются очень точно. Казалось бы, простая история о подростках, о юношеской дружбе, но увлечение наркотиками приводит к гибели одного из пацанов, и тут у главного героя «едет крыша», он перестает понимать – где сон, а где явь. Сон для него – отдушина, потому что во снах его друг всегда рядом, а явь – сплошной диссонанс, потому что никто не в состоянии его услышать и понять. О названии: оказывается, что только в юности человек слышит 18 кГц, а с возрастом люди утрачивают способность слышать и чувствовать эти частоты…
Следующая победа – казахстанско-корейско-узбекский фильм «Три» режиссера Руслана Пака в Бусане разделил главный приз с японской картиной «Баланс» Харумото Юджиро. Фильм рассказывает о маньяке-людоеде эпохи Советского Союза – Николае Джумагалиеве. В главных ролях сыграли известные казахстанские актеры Аскар Ильясов, Самал Еслямова, Ержан Тусупов, Нуржан Садыбеков, а также российский актер Игорь Савочкин. Любопытно, что картина также создана на стыке коммерческого и артхаусного кино. Скоро фильм выйдет в казахстанский прокат.
И уже под конец 2020 года на фестивале «Черные ночи» в Таллине еще одна картина Адильхана Ержанова «Улболсын» была удостоена приза НЕТПАК. Фильм поднимает гендерные проблемы: сильная и волевая Улболсын мечтает о том, чтобы ее младшая сестра Ажар после окончания школы поступила в престижный зарубежный университет, что позволило бы ей в дальнейшем сделать карьеру и стать свободной и независимой. Улболсын зарабатывает на это деньги, но, когда приезжает за сестренкой в аул Каратас, обнаруживает, что девочку похитил местный знахарь Урген с намерением сделать ее своей токал. Фильм о том, как Улболсын решительно вступает в борьбу с патриархальным миром Каратаса. Эта еще одна продюсерская лента Асель Садвакасовой, где она исполняет главную роль – Улболсын.
Таковы итоги киногода года без кинопроката. В чем-то это напомнило девяностые, когда проката не было, и казахстанские фильмы показывались только на кинофестивалях, поэтому итоги года у нас получились фестивальные.
Однако, самые главные итоги 2020 киногода – работа Государственного центра по поддержке национального кино и 39 запущенных в производство кинопроектов. Дело не только в цифре, хотя она, действительно, большая. Дело в том, что проекты отбирались открыто, демократичным путем, питчинги можно было смотреть онлайн, состав экспертного совета в 14 человек тоже был открыт. Это было самое большое достижение в области кино за все время нашей независимости, поскольку раньше фильмы запускались избирательно, бюджеты картин не озвучивались, и чтобы получить госфинансирование на фильм, нужно было быть приближенным к власти человеком. В планах у уже бывшего руководителя центра Гульнары Сарсеновой было и введение единого электронного билета, и продвижение фильмов на кинофестивали, и привлечение зарубежных инвесторов в кино. Но она проработала на этой должности только полтора года. За это время ей удалось доказать, что процесс государственного финансирования может быть открытым и честным. Остается только надеяться, что эти основополагающие принципы сохранятся и впредь. Поживем – увидим.
Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020