СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА МАРС
23-24 сентября в Алматы состоялась мировая премьера симфонии Mission to Mars. Скрипач-виртуоз с мировым именем – Марат Бисенгалиев – привёз на родину новый проект, созданный международным тандемом. Произведение посвящено 50-летию со дня запуска первого арабского спутника на Марс. Во втором отделении концерта прозвучали транскрипции на казахские темы великобританского композитора Карла Дженкинса.
Большой зал филармонии окутывает красным цветом. С четырёх сторон публику окружают участники вечера: на сцене – скрипичная группа, по бокам – деревянно-духовые и хор, сзади (а скорее над головой) – медная группа. В пост-пандемийное время, если оно всё же наступило, социофобные наклонности сформировались у многих, поэтому зритель справа, привыкший слушать оркестр лишь со сцены, неловко обронил: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Словно бы услышав его, на сцене появляются солисты и дирижер, которые полностью переключают на себя внимание. Наверное, не часто увидишь исполнителей на казахских народных инструментах в образе стражей галактики. Признаться, по-настоящему завораживает.
Ауфтакт и да начнётся премьера! Классически четырехчастный сонатно-симфонический цикл оказывается совсем не классическим. Форма, содержание и нарратив больше напоминают симфоническую картину. Да и масштабный состав исполнителей рассчитан на камерную структуру самой симфонии. Хотя ничего удивительного: сейчас лишь за редким исключением встретишь новые произведения, которые вписываются в жанровый канон.
Окружённые оркестром, мы погружаемся в самый центр событий. В первой части нам рисуется полёт на красную планету. На пути возникают сложности, но подъём духа не даёт сбиться с нужного вектора. И даже эти девять люстр в большом зале, на которые то и дело падает взгляд, воспринимаются как былые девять планет Солнечной системы. Далее заданная диатоника обогащается привнесением джазовых интонаций. А как органично вписывается тембр кыл-кобыза! Перед глазами возникают образы прибытия на Марс, где звучание скрипок передаёт таинственный вид неосвоенной территории.
Вторая часть остаётся разомкнутой, за которой сразу же следует новое положение. Внутренняя взволнованность и даже некоторая хаотичность выдвигаются на первый план. Можно подумать, что разгорается огонь приближающейся битвы, но пламя так и не вспыхивает. А вот апогеем всего пути становится четвертая часть. Горловое пение, шанкобыз, сыбызгы – казахский инструментарий в полной красе!
На фоне этого состава появляется солистка – Меруерт Мусрали. Длящееся состояние катарсиса передаётся восточным пением (усиленным эстрадной манерой) с обилием мелизмов, форшлагов, агогики и всего того прекрасного, чем наделён арабский макам.
Кинематографичное звучание симфонии оставляет публику под большим впечатлением. Яркие образы, заложенные в музыкальную ткань, оказываются очень близки и понятны. Правда, в этом двадцатиминутном массиве звука важно выделить участников, ведь именно благодаря им излюбленной фразой вечера стала: «Как тебе такое, Илон Маск»?!
Оркестр, капелла и солисты справились с поставленной задачей на высочайшем уровне! При этом здесь сразу же возникает вопрос: а действительно ли казахские национальные инструменты вписаны в партитуру или это особенности местной постановки? Но пусть он останется без ответа, потому что каждый присутствовавший на двухдневной премьере подтвердит – тембрально всё находилось на своих местах. И растворившись в гармонии звука и состояния, мы завершили свой полёт на Марс.
Дирижёр: Марат Бисенгалиев
Солисты: Марат Бисенгалиев (скрипка), Серик Нурмолдаев (сызыбгы), Меруерт Мусрали (вокал), Максат Медеубек (кыл-кобыз), Ержигит Алиев (домбра)
Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр РК (художественный руководитель и главный дирижёр Канат Омаров), Государственная хоровая капелла имени Б. Байкадамова (художественный руководитель и главный дирижёр Беймбет Демеуов).
1 отделение: Mission to Mars. Композиторы – Колтон Лестер (США-Великобритания), Хана Бухрис (Тунис), Ибрагим Аль Джунаиби (ОАЭ), Кайзад Пател (Индия).
2 отделение: Карл Дженкинс.
Симфоническая сюита «Абай» — «Айттым сәлем, Қаламқас».
Симфоническая сюита «Тлеп» — «Би».
Симфоническая сюита «Alem» — «Air».
Симфоническая сюита «Шакарим» — «Шерпек».
Симфоническая сюита «Шакарим» — «Загипа».
Симфоническая сюита «Тлеп» — «Қарлығаш».
Симфоническая сюита «Абай» — «Желсіз түнде жарық ай».
Симфоническая сюита «Тлеп» — «Дударай».
Симфоническая сюита «Шакарим» — «Той».
Эксклюзивно для Altyn Art magazine