Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Метаморфозы «Жизели»


Фантастический балет в двух актах

«Что движет солнце и светила?» Конечно же любовь! Реальная любовь, из которой родился шедевр романтического балета, любовь созидательная, жертвенная, всепрощающая и благодаря этим качествам – вечная. Об этом и рассказывает каждый раз нетленная «Жизель», спектакль, который достаточно один раз увидеть, чтобы полюбить на всю жизнь.

Текст: ФЛЮРА МУСИНА
Фото: КАРЛА НУР, АСХАТ НУРЕКИН

uchastniki_baleta_zhizel

 

aygerim_beketayeva_zhizel
Сцена из второго акта. Жизель – ведущая солистка театра «Астана Опера» Айгерим Бекетаева. Фото: Карла Нур

Балет «Жизель» – совершенный образец романтического балета, который вот уже почти двести лет не сходит с мировой сцены. И зрители его любят, и каждая балерина с детства мечтает станцевать историю простодушной крестьянки, сошедшей от несчастной любви с ума и превратившейся в вилису. И даже неофиту, решившему впервые в своей жизни посетить балетный спектакль, я бы посоветовала пойти на «Жизель», чтобы не отбить на старте охоту к просмотру балетов, потому что уверена – этот спектакль никого не оставит равнодушным.
В «Жизели» нет, как это часто водится в старинных балетах, запутанного либретто и технических сложностей, в виде пресловутых 32 фуэте; он прост и совершенен по драматургии и форме. Однако кажущаяся простота этого двухактного спектакля таит много опасностей. Да и мистики и загадок в его истории не меньше, чем в самом балете.
В истории создания знаменитого балета заключено немало тайн, это история любви и предательства, потерь и обретений. Автор либретто, эрудит и завсегдатай парижских салонов Теофиль Готье, был увлечен древним преданием о девушках, которые умирали вовсе не от неразделенной любви, а от своей страсти к… танцам!

Вместе с маститым балетным либреттистом того времени Сен-Жоржем они сочинили историю о вилисах, девушках, которых погубила их страсть к пляскам. Нарекли их именами, определили принадлежность к разным национальностям и устроили во втором потустороннем акте дивертисмент из самых разных танцев – восточных, испанских и т. д. Правда драматург Сен-Жорж все же добавил любовную линию в сюжет.

Обладатель легкого композиторского пера Адольф Адан тоже увлекся этой затеей и написал партитуру буквально за три недели. Первый акт также имел повод для танцев – праздник урожая.

На роль Жизели сразу определили шестнадцатилетнюю Карлотту Гризи, с которой Парижская Опера заключила контракт. Муж Карлотты, виртуозный танцовщик Жюль Перро, контракта не получил, но имел возможность участвовать в балете как хореограф, однако постановщиком танцев был назначен главный балетмейстер Оперы Жан Коралли.

Движимый любовью к юной жене, которую как балерину он же и воспитал, Перро вдохновенно сочинял все сцены, где участвовала Жизель, а также сольные вариации. Танец Жюля Перро был действенным, он двигал сюжет, рассказывая историю. Мастер массовых композиций Жан Коралли, который сначала к этой затее большого интереса не проявлял, ставил танцы пейзан в первом акте, хороводы вилис во втором и второстепенные дуэты.

Несмотря на то, что сюжет изобиловал множеством подробностей и побочных линий и был перегружен дивертисментами, танцами, на генеральном прогоне стало ясно, что балет обещает стать хитом сезона. Коралли тут же поставил в афише свою фамилию на первое место. Во время репетиций в полутемном зале инкогнито сидел молодой, никому неизвестный тогда танцовщик из Бордо Мариус Петипа, которого в главный французский театр не взяли – как и Перро не вышел ростом и статью. Зато его старший брат Люсьен, красавец и премьер Парижской Оперы, исполнял партию Альберта. Мариус прямо на нотной партитуре записывал все танцевальные сцены, рисовал в отдельной тетрадке мизансцены и вариации.

Во время работы над балетом случилась еще одна история – роман Карлотты Гризи и Люсьена Петипа. Художник в Жюле Перро возобладал над обманутым мужем, и он не только довел постановочные работы до конца, но и позже станцевал этот спектакль в Лондоне и России в партии Альберта вместе с Карлоттой Гризи. Однако помимо воли автора тема разочарования и предательства таинственным образом была зашифрована в этом балете, чтобы в позднейших редакциях проявиться с новой силой.

pervaya_postanovka_zhizeli
Первая постановка «Жизели». Париж, 1841 год

Спустя почти полвека Мариус Петипа ставит этот балет в Мариинском театре, используя свои записи, но чистит сюжет от лишних сцен, добавляет вариации вилис во втором акте, строит его по законам балетного симфонизма. Забытый на родине балет вновь вернулся на парижскую сцену уже в ХХ веке в редакции Петипа благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева.
В мире существует множество редакций балета «Жизель». В театральной библиотеке Парижа сохранились записи Перро, некоторые западные хореографы обращаются к ним, добавляют забытые мизансцены, например, рассказ матери Жизели Берты о виллисах или сцену с охотниками в начале первого акта. И эта сцена есть в редакции балета, поставленного в театре «Астана Балет» Рикардо Амаранте (хореограф признался, что отчасти опирался на версию Национального Кубинского балета, поставленную Алисией Алонсо). Рудольф Нуреев усилил роль Альберта, наделив его партию виртуозными вариациями. Спектакль получился не о Жизели, а о графе Альберте. Юрий Григорович в Большом театре усиливает драматическую сторону спектакля, делая его более правдоподобным и логическим, превращая романтический балет в драматический. И каждый раз в идеальной гармонии спектакля что-то рушится, исчезает его магия.
Надо отметить, что впервые балет «Жизель» в Казахстане появился благодаря великой балерине Галине Улановой. Эвакуированная в годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату одна из лучших исполнительниц партии Жизели перенесла ленинградскую версию спектакля на сцену только что открывшегося в Алма-Ате театра, чтобы иметь возможность в нем танцевать. С тех пор спектакль не сходит со сцены вот уже более семидесяти лет, и много прекрасных балерин создали свой неповторимый образ Жизели. Конечно, мы не можем утверждать, что балет идет сегодня в ГАТОБ им. Абая в том виде, как его перенесла на сцену Галина Сергеевна, спектакль подвергался балетмейстерским редакциям неоднократно, да и сами исполнители вносили коррективы в мизансцены и вариации, но сам «дух» улановской Жизели живет в театре и поныне.

galina_ulanova
Галина Уланова

И все же, самой аутентичной, созданной талантом Перро, Коралли и Петипа остается версия Мариинского театра, которая сегодня украшает афишу театра «Астана Опера».

Но главным в этом балете все же остается танец. В спектакле Петипа главенствует балерина, и в этом он был полностью солидарен с Жюлем Перро. И игривые вариации первого акта, и романтический дуэт второго дают такой простор для интерпретаций тончайших оттенков характера Жизели, что каждая балерина лепит его по-своему.

Кстати, сама Алтынай Асылмуратова, будучи примой Мариинского театра создала незабываемый образ Жизели – нежной, трепетной, но бесконечно сильной в своей любви.
«Алтынай танцевала роль Жизели божественно! – вспоминает известный фотограф и историк балета Нина Аловерт. – Появлялась она на сцене несколько замкнутой, я бы не сказала с первого взгляда, любит ли ее Жизель Альберта. Но когда пастораль оборачивалась трагедией (появляется невеста Альберта и обнаруживается обман), тут проявлялся весь страстный характер таланта Асылмуратовой. Два пламенных глаза загорались на лице этой Жизели и уже не гасли до конца спектакля, потому что, и превратившись в вилису, Жизель Асылмуратовой продолжала любить Альберта».

Опубликовано в журнале Altyn-Art №2 (2) 2020

22.06.21 просмотров
Нaзад

Контакты

Салон "PIANOS" В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Аль-Фараби 77/8 Алматы, KZ
Салон "PIANOS", 2-ой этаж ТРЦ "Esentai Mall" на Аль-Фараби 77/8 + 7 727 317 95 07 + 7 708 107 85 07 + 7 700 107 85 07 almaty@pianos.kz
Hilton Astana В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Cауран 46 Нур-Султан, KZ
Hilton Astana на Cауран 46 + 7 (717) 277 92 02 + 7 (778) 971 50 00 astana@pianos.kz
Связаться с менеджером Работаем в Казахстане, Азербайджане и Узбекистанеinfo@pianos.kz

Обратная связь

Задать вопрос

Заполните форму, и мы обязательно свяжемся с вами!

Ваша заявка отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время