Дороги времени
Текст: ГУЛЬНАРА АБИКЕЕВА. Фото: НИКОЛАЙ ПОСТНИКОВ, КАМИЛА МАКАТ
В новой картине Ерлана Нурмухамбетова есть грусть и достоинство, красота и стойкость, молчание и крик души. Она не обращается к сиюминутным эмоциям человека, но оставляет ощущение прикосновения к реальной жизни, а от того вызывает глубокое сопереживание.
У казахов непростая жизнь
За прошедший фестивальный год две казахстанские картины касаются темы потери отца-кормильца. В картине «Конокрады. Дороги времени» глава семьи, Ондасын, отец троих детей, уезжает с двумя своими напарниками на рынок продавать лошадей. Их обманывает банда преступников, которые, рассчитавшись за коней, просят продавцов проехать в сторону аула, а там, в голой степи, хладнокровно всех убивают. В параллельном монтаже мы видим Айгуль, жену Ондасына, которая приезжает с детьми на поле собирать помидоры. И невольно думаешь о том, как теперь будет жить семья без кормильца.
В другой картине – «Марьям» Шарипы Уразбаевой, участвовавшей на кинофестивале в Локарно, тоже показана жизнь женщины, у которой муж уходит и пропадает, и она не знает, жив ли он или умер, но точно знает, что с каждым днем ее жизнь становится тяжелее, потому что нечем кормить детей. Очевидно, что женщине одной с детьми в ауле не выжить. Либо она возвращается в дом к родителям, что решила сделать Айгуль, либо побыстрее выйти снова замуж, к чему была склонна Марьям, пока ее муж неожиданно не вернулся.
Реальность криминальна
В «Конокрадах» дважды проходит тема криминала. Сначала кража лошадей и убийство мужчин. А во второй половине фильма появляется первый муж Айгуль, который лет восемь назад бесследно пропал, и его считали умершим. Из разговора становится понятно, что Кайрат попал в тюрьму, и не давал о себе знать, чтобы не навредить близким. Близким – это жене и мальчику Олжасу, своему сыну.
В западных рецензиях, например, в статье Елизабет Керр в Hollywood Reporter фильм «Конокрады. Дороги времени» напрямую называют «вестерном», точнее «нео-вестерном», поскольку схема все та же: лошади, банда преступников, которые творят беззаконие, но… появляется герой, и справедливость торжествует. Впрочем, Кайрат, вопреки сну, увиденному Олжасом, не остается с семьей, опять-таки, чтобы не портить их жизнь.
Насилие побеждается насилием. Кровь за кровь. Смерть за смерть. Может быть, поэтому авторы картины поставили в начале фильма титр «Жайляу. 2000 год». Как будто сегодня, 20 лет спустя, это история не могла случиться…
Тяжело и тем, кто силен духом
В этой картине нет слабаков и неудачников. Есть сильные и красивые персонажи и преступники-подонки. Ондасын – сильный отец, хороший муж. Эту роль сыграл один из лучших казахстанских актеров Дулыга Акмолда.
Роль Айгуль сыграла Самал Еслямова, обладательница Каннской «Золотой ветви» за лучшую актерскую работу в фильме «Айка». Айгуль мягка и женственна, когда для этого есть предпосылки, но стойка и сурова, так, что ни слезинки не проронила на похоронах мужа, когда это необходимо. Роль Кайрата сыграл японский актер Мираи Морияма – этакий самурай, который без оглядки бросается в бой с преступниками. Мне даже кажется, что если бы эту роль играл не японец, то в образе не было бы такой достоверности. Но наибольшая удача фильма – это образ десятилетнего Олжаса. Он – главный герой, ведь драма видится его глазами, именно он рассказывает эту историю. Конечно, замечательно сыграл Мади Менайдаров, но это еще и сценарная разработка Ерлана Нурмухамбетова, который кроме реальных сцен придумал для мальчика еще несколько снов.
Снято с особой тщательностью
Ерлана Нурмухамбетова можно в какой-то степени назвать учеником Сергея Дворцевого. Наверное, не случайно, он несколько лет провел на съемочной площадке фильма «Тюльпан». Такое впечатление, что именно этот опыт научил неторопливому взгляду и наблюдению, что позволяет увидеть особую красоту казахских степей и казахского характера. Хотя, безусловно, это и заслуга оператора, обладателя «Серебряного медведя» Берлинале за картину «Уроки гармонии», Азиза Жанбакиева. Хорошо сняты не только великолепные пейзажи, но и буквально каждый кадр обладает художественной ценностью. Удивляешься, как оператору удается не перейти эту тонкую грань между красотой и гламурностью. Именно про этот фильм можно сказать – в нем присутствует высокая японская эстетика. Да, фильм снят в копродукции Казахстан–Япония (сорежиссер – Лиза Такеба), но большая часть творческой группы – казахстанцы. Может быть, дело в том, что здесь особое отношение к процессу. Из четырех продюсеров – трое японцев: Сёдзо Итияма, Хикару Киноути, Юма Араи, и одна казахстанка, проживающая в Европе, – Юлия Ким. Желание довести все до звона, до идеального качества! И, как результат, – картина стала фильмом церемонии открытия Бусанского кинофестиваля!
Веришь в будущее
Почему «Дороги времени»? Потому что в фильме две истории: двух отцов одного мальчика. От Ондасына Олжас взял храбрость, заботу о матери, о сестренках. А от Кайрата, сам того не осознавая, – талант к рисованию, тягу к искусству. Не случайно на полке в доме появляются две вещицы, которые остались мальчику от двух отцов: часы, по которым он опознал убийцу Ондасына и деревянная лошадка, которую ему подарил Кайрат. Японцы в прокате назвали фильм «Белая лошадь». Не только потому, что Олжас скачет на белом коне, а еще и потому, что он – необычный подросток. Достойный, чистый, отважный и талантливый.
Все, что мы ни делаем в жизни, в конце концов, делается ради наших потомков, чтобы они стали лучше и смогли достигнуть большего. Жизнь двух отцов – кровного и воспитавшего – отданы во имя будущего Олжаса, чтобы он не держал тяжелый груз на сердце, а просто жил в мире, где нет бандитов, с верой в справедливость. Нужно было, чтобы сошлись две судьбы, два времени, чтобы помочь мальчику состояться!
Конокрады. Дороги времени
Horse Thieves. Roads of Time
Казахстан, Япония. 2019
Производство: АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова, Tokyo New Cinema
Сценарий: Ерлан Нурмухамбетов при участии Лизы Такеба, Сано Синьдзю, Амира Аменова и Джиро Канеко
Художник-постановщик: Саша Шегай
Композитор: Акмарал Зыкаева
Хикару Киноути, Юма Араи
Мираи Морияма, Дулыга Акмолда
Премьера: 3 октября 2019 (МКФ Пусан, Южная Корея), 30 октября 2019 (МКФ Токио, Япония), 18 января 2020 (Япония).
Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020