Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Культурный вектор – новое направление.


Текст Зарина Мухамедали

По каким законам должна функционировать современная культурная сфера? Что должен уметь артист нашего времени? Как продвигать искусство в массы? Маркетинг, информационные технологии и креативная индустрия для концертных организаций – приятный бонус или жесткая необходимость?

Министерство культуры и спорта Казахстана инициировало «Онлайн мастер-классы в области исполнительского и композиторского искусства для работников областных государственных концертных организаций».

О том, как прошел этот первый в своем роде образовательный проект рассказывает его организатор Гульмира Куттыбадамова, председатель республиканского общественного объединения казахстанских хоровых дирижеров, Заслуженный деятель Казахстана.

 

Гульмира Куттыбадамова

Сейчас время, когда все всему учатся. Пандемия заставила совершенно по-другому посмотреть на образовательные, культурные процессы, на коммуникации. Заставила тех, кто никогда к компьютеру не подходил, научиться включать zoom. Заставила людей захотеть познавать, расширять горизонты. Новая инициатива, новый проект от министерства культуры и спорта республики – как появилась идея этого проекта, почему сделан акцент на областные культурные учреждения?

— Когда министерство культуры объявило конкурс на проведение онлайн мастер-классов для работников региональных концертных организаций, мы погрузились в исследования. Сначала это были брейнштормы, мы разговаривали с коллегами, составляли списки наиболее актуальных вопросов. Я обратилась к статистической информации на сайте бюро национальной статистики и открыла для себя много интересных вещей, о которых я раньше не задумывалась. Вот некоторые данные – с 2002 года количество концертных организаций в Казахстане с 90 единиц сократилось до 31 единицы, уменьшилось в три раза. Может быть, они как-то были объединены, вероятно, была оптимизация. Но самое интересное — мы нашли всю информацию по тому, сколько концертов даётся, в какой филармонии сколько человек работает, сколько новых произведений они поставили в концертном сезоне, количество зрителей, какие это были зрители, какого возраста. Самое главное, радует, что количество концертов, несмотря на сокращение организаций, у нас увеличилось на 27%. Увеличилось количество зарубежных гастролей и количество коллективов, признанных признаны за рубежом, ставших лауреатами конкурсов, что, несомненно, говорит о качестве работы концертных организаций, творческих коллективов. Однако есть и пробелы — невысоко количество концертных программ для детей, для юношества, для молодёжи. Тогда я, как руководитель Камерного хора Государственной филармонии акимата города Нур-Султан начала просматривать свою репертуарную политику. С 2013 года являюсь художественным руководителем и, знаете, я поняла, что я никогда даже об этом не задумывалась. Мне никогда никто в принципе об этом не говорил, этому не учат! А вот сейчас настало время, когда нужно говорить. Если у творческого коллектива, к примеру, должно быть 40 плановых концертов, из них 10 сольных концертов, в таком случае нужно чётко говорить, что такой-то процент программ должен быть посвящён детям, что такой-то процент программ должен быть посвящен определенной тематике, определенной категории людей или населения, потому что все регионы отличаются.

 

— Намечая направление мастер-классов, о чем вы подумали в первую очередь?

— Обязательно должна идти речь о маркетинге. Маркетинг — это не просто продажа билетов. Маркетинг — это анализ рынка. Юлия Дмитриева  — консультант, фасилитатор, модератор, великолепно прочитала эту тему во время первого модуля. Она просто-напросто взорвала мозг нашим участникам.

 

Юлия Дмитриева

На первой лекции она спросила – коллеги, господа, а почему ваши билеты стоят так дёшево? Назовите цены. Они назвали цены А можно себе поставить цель — продаем билеты от 5 до 15.000 тенге? Люди сказали: ни в коем случае, нельзя! А как нам тогда выживать? Нам говорят – зарабатывайте, зарабатывайте, пожалуйста, участвуйте, участвуйте в фестивалях, конкурсах, шейте себе костюмы. И мы должны зарабатывать, это естественно. Но как зарабатывать? Этому и был посвящён весь первый модуль. Юля все эти 20 часов рассказывала нашим участникам, что такое цена билета, что такое психология «белого ковра», какой должна быть гардеробная, входит ли это всё в цену? Вообще, в чём заключается цена? Это, конечно, было сначала непонятно, когда она сказала, что валютой может быть всё, что угодно — ваше тепло, которое вы дарите зрителю, он пришёл отдыхать, и вы, начиная от дверей, уже создаёте ему атмосферу. Каким образом привлечь детей, какие зоны можно сделать в филармонии? Знаете, в ходе работы у нас родилось несколько мини-проектных команд, которые решили разработать основу республиканского абонемента. Также Юлия напомнила о таком явлении, как «Ночь в музее». А почему нельзя разработать экскурсию в филармонию? Отметила лектор и другие особенности региональных организаций, например, когда ей говорят – ой, у нас филармоническое здание очень старое, очень ветхое. Нет, поправляет Юлия, оно не старое, оно историческое, и нужно подать это по-другому. И вот она же не музыкант, она говорит – вы знаете, мне было бы очень интересно пройти в оркестровую яму, зайти в гримерку, понаблюдать за творческим процессом. Как вы думаете, для учеников музыкальной школы можно сделать такую экскурсию? То есть маркетинг — это не просто цена билета, это целый ряд факторов, это система привлечения зрителя, это аналитическая работа.

 

Как осуществлялся набор для участия в проекте и сколько было запланировано модулей?

— Во всех мастер-классах участвовало 10 регионов Казахстана – Мангистау, Алматы, Талдыкорган, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Кокшетау, Павлодар, Петропавловск, Костанай… Это были и художественные руководители творческих коллективов, артисты филармонии, артисты хора, молодых было много очень ребят, также менеджеры, административно-управленческий аппарат филармоний. Участвовали все, кто вовремя подал заявку. На 8 модулей получилось 173 заявки. А по количеству человек — 93 человека. Никто ничего не платил, наши участники должны были только посещать курс, внимательно слушать, были у них такие несложные домашние задания.

Все спикеры, лекторы отметили важный момент — все участники проявили большую заинтересованность. Вы знаете, для работников образовательных учреждений, для преподавателей курсы повышения квалификации это уже абсолютно естественный процесс, естественные требования. А такого требования для работника филармонии, по-моему, никогда не было. Но мир стремительно меняется. Как успеть за всеми технологиями? Те знания, которые сейчас мы давали людям, это не те знания, которые можно получить в консерватории. К примеру, Берик Батырхан читал «Как выжить молодому дирижеру».

 

 

Когда молодой дирижёр приходит с дипломом, он считает, что сейчас ковровую дорожку постелют, он всё прекрасно сделает. А как выживать в этих современных условиях, в новом коллективе, его не научили…  Берик Батырхан много советов дал, причём он это делал на своем личном опыте. Его самого эта тема очень увлекла — опять-таки как составить заявку на участие в международном конкурсе? Как выбрать вообще международный конкурс? По каким критериям, по каким составляющим? Как правильно составить конкурсную программу?

Гульжан Узенбаева читала лекции по переложениям и транскрипции для различных видов инструментов. Казалось бы, учебная программа, но когда это показывают тебе практически, с нотами, когда идёт разбор и затем показывается результат – совсем другое дело. Или Артык Токсанбаев, он говорил об основах джазовой гармонии. Причем, когда ещё мы с ним обговаривали, как он будет читать методический материал, он предпочел опираться на собственный опыт. Вот чем отличается практика. Все лекторы к заданиям относились с очень большой ответственностью и заинтересованностью.

Мы всё выкладывали и предвосхищали наши лекции информацией о спикерах, о том, что они будут говорить. И отзывы в инстаграм, то, что писали люди, это было очень нам приятно, нам была нужна всё время эта обратная связь. Просто шквал эмоций вызвали лекции Жангали Жузбая Это большой знаток, исполнитель, кюйши, объемную информацию он подавал легко, просто, непринуждённо, комментируя.

 

 

Хотя, конечно, сам формат онлайн очень мало приятен. Любому лектору, который делится своими знаниями, нужна обязательно обратная связь и эмоциональная отдача, глаза живые, речь, вопросы-ответы. Онлайн-формат в этом отношении мало удобен, но опять-таки собрать большое количество участников в одном месте в одно время, тем более в нынешних условиях пандемии, оторвав их от производства – сложная затея. Тем более что всё это ещё совпадало с праздничными днями, с подготовкой к серьезным концертам, но несмотря на это участники писали — я бегу, бегу, я с репетиции. Все проявляли большую включенность в процесс.

 

 

Было 8 модулей. Первый модуль у нас был посвящён маркетингу. Второй модуль — построение проектной команды. Третий модуль — продвижение продукта. Четвёртый модуль посвящен современным тенденциям хорового искусства. Пятый модуль был посвящён деятельности аранжировщиков и композиторов. Шестой модуль посвящён деятельности дирижёров, были симфонические, народные, дирижёры камерного оркестра. Модули, посвященные работе хореографов и традиционным исполнителям.

Построение проектной команды — это очень важный момент. Что нужно для того, чтобы сделать хороший концерт? Этот концерт не может создавать только один художественный руководитель этого коллектива, ему помощники нужны. Тем более если мы говорим о концертах-проектах.

Анна Пацюк

Фасилитация — это такой метод, очень ненавязчивый, очень мягкий, который пришёл к нам из бизнеса. Та система, когда команда строится по принципу «я лидер, я знаю — а вы подчинённые, вы делаете» — вот в данном случае это здесь совсем не работает. Весь этот метод фасилитации построен на обратном: вы – исполнители, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Мы делимся все по психотипу. Все знают, что есть сангвиник, флегматик, холерик. А вот по психотипу бывают красненькие, желтенькие, зелененькие и синенькие, причём описывается манера одеваться, манера общения, тон, скорость разговора, употребляемые слова и так далее и тому подобное. В команде должны присутствуют все типы, и полярные типы, они тоже должны уметь контактировать в любой проектной команде. В чём заключается успех, успешность команды? Мы же все люди, мы же все разные, со своими характерами. Построение проектной команды начинается с умения взаимодействовать, а то, как должны быть распределены у всех обязанности, это уже про другое, это про организацию. Видите, какая тонкая грань. Как сделать так, чтобы команда была дружной, сплоченной и абсолютно на научной основе – об этом говорила Анна Пацюк, бизнес-тренер, фасилитатор, преподаватель программ МВА, основатель онлайн школы «BusinessUP.school» и др.

Для некоторых было шоком, что оказывается у нас есть продукт — концерт. Концерт, по их мнению, не может быть продуктом. Открытие таких простых истин… но они идут к нам из бизнеса, и одна из целей этих мастер-класса — нарушить надуманные каноны. Любой артист, он бизнесмен. И художественный руководитель должен быть этим бизнесменом. Как бизнес реагирует? К примеру, Димаш только стал звездой в Китае, победил на конкурсе. У него миллионы поклонников. Что там первым делом начали делать? Открытки с его изображением, бокалы, значки, всё, что угодно, что приносит доход. А наш творческий продукт – концерт. То есть мы не просто билеты продаём на этот концерт. Когда мы говорим об этом концерте, как мы этот концерт подаем, как мы снимаем эти ролики, как мы организуем рекламу — в связке идёт и маркетинг, и проектная команда, и менеджмент, и продвижение творческого продукта.

Лекторы во многих вещах пересекались, но говорили все по-разному. Третий модуль читали Карлыгаш Ажиева и Серик Нурмолдаев. Карлыгаш – режиссёр, она как режиссёр понимает, как нужно подавать концерты, концертную программу, у неё одна лекция начиналась так – она опровергла расхожее изречение — «Театр начинается с вешалки».  Ни в коем случае, сказала она, – театр начинается со входа, фойе и всего, что там.

 

 

Музыкант и менеджер Серик Нурмолдаев рассказал о том, как функционирует легендарная филармония имени Жамбыла в Алматы. Нужно изучать успешный опыт и адаптировать, и давать уже своё новое видение, своё понимание. Вся цель этих мастер-классов — изменить парадигму мышления. Если на первых лекциях, когда Юлия Дмитриева говорила о ценах, ей со всех сторон говорили: «Ну как же мы можем это сделать, это невозможно… Кто ж к нам придёт? Кто же нам это сделает?» А потом многие соглашались с ее идеями, такими, например, как сделать концерт-выставку. Связаться к примеру, с художественной школой, вместе с ее руководителями отобрать лучшие рисунки детей, и сделать совместный проект. Что мы выигрываем — к нам приходит новый слушатель, приходят дети, меняется и сама подача концерта. В итоге, после таких предложений, руководитель одной из региональных филармоний мне сказал — у меня через три недели концерт, и на нем все будет по-новому!

 

 

На вопрос — какой опыт вам дала пандемия? Что нового или негативного принесла, участники начали отчитываться, сколько мероприятий за это время они провели, сколько грамот получили, какие конкурсы онлайн они выиграли. А у нас же мастер-классы не для того, чтобы говорить об успехах. Успехи очевидны, они есть, но мастер-классы в первую очередь нужны участнику, когда он понимает, каких знаний ему не хватает, в какую сторону он должен двигаться. Мне кажется, что часть наших участников была местами ошарашена информацией, которую лекторы давали, я имею в виду именно первые два модуля «Маркетинг» и «Построение проектной команды и продвижение творческого продукта». Это те знания, за которыми надо идти специально, а специально идёт человек только тогда, когда он почувствовал, что у него здесь слабо, что у него здесь не хватает понимания. На сегодняшний день результатом этих мастер-классов является то, что мы смогли поменять направление мышления, траекторию. Участники должны были делать домашнее задание. Им предоставляли ссылки, методическую литературу, нужно было прочитать и осознать. Были темы для размышления, например, набросайте свою концертную программу. Вот у меня был вопрос «На пути к уникальности хорового коллектива».  Что такое уникальное?  Имеем ли мы право претендовать на уникальность? Участники были уверены, что в их творчестве нет ничего уникального. А какое-то произведение, какая-то ваша фишка — неужели этого ничего нет?  Ваши программы можно назвать уникальными, ведь таких нет у других коллективов? Было такое задание, и потом они рассказывали — мы уникальны, потому что у нас есть вот это, вот это, вот это.

Здесь очень важный психологический момент — до тех пор, пока ты сам не оцениваешь свой вклад в труд, не относишься с уважением к нему, кажется, что концерт как концерт. А если остановиться, задуматься и посмотреть на этот концерт другими глазами?

Кстати, одним очень важным открытием для всех было, когда мы сказали, что мы друг другу не конкуренты. У нас конкуренты — это торговые дома, это любой развлекательный бизнес, те же самые кинотеатры.

Проект состоялся. Цель была достигнута. Участники были вовлечены. Участникам было интересно, они общались, они задавали вопросы. У всех участников был очень важный момент – они говорили, что нам надо ещё раз пересмотреть всё, ещё раз всё прослушать. Один участник сказал — консерваторию закончил уже лет десять назад, с тех пор ручку и тетрадь не держал в руках, а сегодня я как ученик записывал!

Другое дело что, это был первый шаг на пути к тому, чтобы менять вообще всё, систему и построение внутренних коммуникаций внутри каждой филармонии.

Эксклюзивно для Altyn Art.
На фото:
Гульмира Куттыбадамова, председатель республиканского общественного объединения казахстанских хоровых дирижеров, Заслуженный деятель Казахстана.
Юлия Дмитриева – консультант, фасилитатор, модератор, основатель агентства JD EXPERT, имеет 20-летний опыт работы консультанта в маркетинге и продажах.
Берик Батырхан – симфонический дирижер, художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра филармонии акимата Нур-Султана, магистр Российской академии музыки имени Гнесиных, преподаватель Казахского национального университета искусств
Гульжан Узенбаева – композитор, пианистка, Заслуженный деятель Казахстана, профессор кафедры фортепиано Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, солистка Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, член Союза композиторов Казахстана.
Жангали Жузбай – Заслуженный деятель Казахстана, профессор Казахского национального университета искусств, член РОО “Күйшілер одағы”, автор более 20 хрестоматий и методических пособий по различным домбровым школам.
Абзал Мухитдинов — Заместитель главного дирижера, советник по творческим вопросам Астана Опера, Заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена «Курмет».
Анвара Садыкова — Лауреат премии Фонда Первого Президента РК, магистр искусств, педагог, хореограф, исследователь и пропагандист казахской хореографии.
Анна Пацюк – бизнес-тренер, фасилитатор, преподаватель программ МВА (брендинг, стратегический маркетинг, маркетинг лояльности, управление продажами, розничные продажи, сервис-менеджмент), учредитель международной группы консалтинговых компаний «Розница» и основатель онлайн школы «BusinessUP.school» и сообщества «Лаборатория фасилитации» #LaFa.
Карлыгаш Ажиеварежиссер массовых мероприятий, заслуженный деятель Казахстана, основатель и руководитель компании «ТАНДАУ», выпускница Казахской Государственной консерватории имени Курмангазы, Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусства.
Серик Нурмолдаев – и. о. директора Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла, музыкант-мультиинструменталист, обладатель Международной премии «Terra Incognita» в номинации «Композиторское искусство», участник фольклорно-этнографического ансамбля «Туран»
25.12.21 просмотров
Нaзад

Контакты

Салон "PIANOS" В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Аль-Фараби 77/8 Алматы, KZ
Салон "PIANOS", 2-ой этаж ТРЦ "Esentai Mall" на Аль-Фараби 77/8 + 7 727 317 95 07 + 7 708 107 85 07 + 7 700 107 85 07 almaty@pianos.kz
Hilton Astana В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Cауран 46 Нур-Султан, KZ
Hilton Astana на Cауран 46 + 7 (717) 277 92 02 + 7 (778) 971 50 00 astana@pianos.kz
Связаться с менеджером Работаем в Казахстане, Азербайджане и Узбекистанеinfo@pianos.kz

Обратная связь

Задать вопрос

Заполните форму, и мы обязательно свяжемся с вами!

Ваша заявка отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время