Айкен Айтбай
Уходящее лето запомнилось жителям Берлина ярким живым концертом на одной из престижных городских площадок, в Kühlhaus Berlin.
11 июня в столице Германии состоялось первое масштабное мероприятие после локдауна, заморозившего культурную жизнь ее жителей на целых полтора года. В тот день звучала музыка казахской степи, до дрожи трепетная и чарующая, традиционная и созданная профессиональными композиторами. 150 «живых» слушателей насладились искусством, и не хотели расходиться по окончанию концерта, вызывая артистов на бис.
Мероприятие это, задуманное и реализованное молодой казахстанской скрипачкой Айкен АЙТБАЙ, проживающей на данный момент в Берлине, по хорошему взбудоражило горожан. О концерте подробно рассказали немецкие СМИ, вслед за ними у Айкен брали интервью русскоязычные издания. Далее поступили предложения о сотрудничестве от музыкантов, которые выступали перед такими голливудскими артистами как Джонни Депп, Леонардо Ди Каприо и Пэрис Хилтон. Совместно с немецким музыкантом Erwin Muntaniol Айкен организовала компанию, по продвижению казахстанских композиторов в Европе.
— Айкен Айтбай, почему вдруг такой интерес к музыке в самый разгар пандемии – когда, казалось бы, людям не до культуры: как говорится, быть бы живу?
— Наверное потому, что именно в такие кризисные периоды социум острее реагирует на культуру, духовность, — поясняет Айкен АЙТБАЙ. — Однако идея этого проекта возникла у меня уже этой весной – после неожиданно бурного отклика аудитории в Youtube на мартовский онлайн-концерт в честь праздника Наурыз, который прошел при поддержке посольства Казахстана в Германии. Тогда произведения казахстанских авторов с вдохновением исполнили не только наши музыканты, но и немецкие, и российские, в том числе и те, кто добился самых больших высот в музыкальной карьере. Это было несколько неожиданно для меня. И я еще раз убедилась в аксиоме: талантливые произведения вдохновляют их исполнителей независимо от национальности. Еще, конечно, на успех повлиял вынужденный застой музыкантов, которым, образно выражаясь, чтобы дышать нужны слушатели. Не случайно проект, в котором я познакомила жителей Берлина со всемирно известными солистами был активно поддержан самими музыкантами.
— Весной концерт в честь праздника Наурыз прошел в формате онлайн. А как вам удалось уже в начале июня провести «живой» концерт ?
— Да, это было непросто. Прежде всего, требовалось официальное разрешение и первоначально мне его дали только на 50 слушателей, но в итоге концерт посетили 150 человек. На наш концерт приехали гости из Казахстана, Вены и Парижа. Кроме того, всех слушателей необходимо было подвергнуть тестированию непосредственно перед началом концерта. А для этого понадобилось организовать мобильную лабораторию перед самым входом. Также нужны были средства на аренду зала, внушительный гонорар солистам и рекламу, которая в Европе очень дорогая; на оплату труда нескольких технических работников, типографию, напечатавшую афиши, программы и баннеры. Фуршет, аренда декораций, музыкальной техники, водителя и грузчиков и так далее. Организационных деталей оказалось очень много. К тому же, в Германии нет присущей нам спонтанности – все нужно согласовать и утвердить документально минимум за месяц вперед, и плюс ко всему оплатить налоги.
Надо отметить, главным катализатором идеи концерта стали вопросы немецких журналистов после наурызовского концерта. Словно сговорившись, они все подряд спрашивали когда снова прозвучит казахская музыка и «приедут ли ансамбли из Казахстана с фольклорными инструментами»? Очевидно, публика там просто подустала от классического репертуара и ищет разнообразия в фольклоре и экзотику и уникальность в произведениях современников.
— Как вам удалось найти спонсора? Ведь сегодня все средства направлены на борьбу с пандемией.
— Сначала поделюсь предысторией и хочу сделать акцент на том, что наш концерт успешно состоялся благодаря поддержке казахстанского проекта «Concept Concert». «Concept Concert» — это серия концертов, создателем и меценатом которого является Татьяна Школьник, архитектор, арт-директор и ведущий дизайнер интерьеров бренда INNERLIFE в Казахстане.
Однажды по счастливой случайности, будучи в Астане, я посетила один из концертов. И была в полном восторге и от самого концерта и от человека, чья особая добрая миссия творчества вносит огромный вклад в культурное развитие Казахстана, Татьяной Школьник! Я предложила тогда стать посланником проекта «Concept Concert» и провести следующий концерт в Берлине.
Познакомившись с презентацией и планом мероприятия, Татьяна Гарриевна без долгих разговоров согласилась спонсировать наш концерт.
Вы знаете, меня вдохновляет личность Татьяны Гарриевны, в сфере ее интересов и музыка, и живопись, и строительство, предметный и интерьерный дизайн – она разрабатывает новые образцы уникальной мебели, которая не вредит окружающей среде. Татьяне Школьник принадлежит это глубокое высказывание: «В истории всегда остаются архитектура и произведения искусства. Это вещи, которые несут память о времени. В искусстве мы выражаем себя, можем быть творцами. И я хочу быть к этому причастна».
— А вы обращались к другим меценатам?
— Конечно. Но мои письма остались без ответа. К сожалению, в целом в Европе о казахстанских олигархах сложилось мнение как о неотзывчивых к нуждам культуры. Иностранные комментаторы иногда прямо так и пишут, что музыкантам не стоит искать поддержки у богатых казахстанских нефтяников. В процессе поиска средств я задавала этот вопрос некоторым деятелей искусств, действительно ли это так? Оказалось, что действительно, их обращения, в том числе и в различные фонды также оставались без ответа.
Тем не менее, понимая, что это не правило, и сегодня действительно много проблем из-за пандемии, я решила не обращать внимания на негативный опыт деятелей, получавших отказы. Не может быть такого, чтобы никому не было дела до искусства, решила я, и просто сделала рассылку презентации известным фамилиям, в том числе Татьяне Школьник.
Меня очень вдохновила поддержка Татьяны Гарриевны. Она вложила свои средства в проект зная, что не сможет лично присутствовать на концерте, так как границы были закрыты, и ее менеджеры не смогут проконтролировать работу. Она доверила мне организацию мероприятия, зная, что по образованию я — скрипачка и у меня нет команды опытных менеджеров.
— И в итоге обошлось без ошибок?
— Нет, конечно. Это был мой первый опыт организации концерта, я столкнулась с большим количеством неожиданных трудностей, допустила ошибки. Например, спонсоры обычно ожидают получить большой резонанс в социальных сетях, к примеру у известных блогеров, или в новостных роликах по телевидению. К сожалению, новостной ролик о нашем мероприятии на телеканале Хабар 24 не стал упоминать фамилии организатора и спонсора, а также названия концерта. Они просто описали происходящее, представив мероприятие как показ фильма. Упоминание же стоило бы приличной суммы, на которое Татьяна Гарриевна не согласилась бы ни при каких условиях, она не гонится за пиаром, тем более за свой счет.
Я отдаю себе отчет в том, что Татьяна Школьник очень сильно поддержала наших музыкантов на чужбине и, не ожидая никакой выгоды, сделала безвозмездный подарок для жителей Берлина. При этом не только не упрекнула меня за ошибки, но и поблагодарила за организацию мероприятия. По настоянию Татьяны Гарриевны вход на концерт был бесплатный. Гостей ждал фуршет с казахстанскими национальными блюдами и итальянскими закусками, изысканное вино, напитки. Зал был оформлен живыми цветами и казахскими узорами. Напомню, что помимо других замечательных солистов, гости смогли насладиться выступлениями популярных в Европе музыкантов. Баянист Айдар Гайнулин и виолончелист Константин Манаев – звезды с мировым именем, артисты самых топовых лейблов.
— Да, впечатляет. И все-таки, с чего конкретно вы начинали?
— Прежде всего, я изложила свою идею в презентации, где отметила, что именно уровень развития искусства, спорта и науки — это важный показатель высокоразвитой страны. Ну и, коль скоро представилась возможность, я хотела организовать в рамках концерта и просмотр нашумевшей ленты «ALLA — une perle d’Orient chez DIOR» об Алле Ильчун, музе дизайнера Кристиана Диора с казахскими корнями. Ведь она произвела настоящую революцию в мире моды, став одной из первых моделей с азиатскими чертами лица на европейских подиумах. Фильм привез автор ленты — Берлин Иришев – доктор экономических наук, банкир, дипломат и продюсер.
Дальше необходимо было найти место для проведения концерта. Вначале, выбрав галерею искусств, я столкнулась с трудностями, в частности, с предвзятым отношением менеджеров к казахам. Я не захотела иметь такие «не партнерские» отношения, решив, что морально легче работать с немцами и поменяла место проведения мероприятия. Однако, концертные залы в Берлине получить не просто. И деньги здесь не помогут, так как имеет место недоверие к представителям стран СНГ. Надо сказать лет 10 назад такого не было, тогда можно было без предоплаты и договора зарезервировать концертный зал на определенную дату.
Возможно, из-за случаев несвоевременной выплаты за аренду и недобросовестного отношения сегодня нашим соотечественникам нередко отказывают. Интересно, что сами немцы это отрицают, утверждая, что они очень дружелюбны к иностранцам. Как бы там ни было, мне пришлось активировать знакомства с уважаемыми музыкантами и действовать через них. Признаюсь, благодаря дружбе с известными музыкантами, я и нашла Kühlhaus Berlin – престижную и модную по берлинским меркам концертную площадку со скидкой в пять тысяч евро.
В принипе, оказалось, что заплатив за аренду и рекламу 50 тысяч евро, может выступить даже слабый артист, причем с известным дирижером и любым оркестром в самом престижном зале. И это без учета космических для наших представлений гонораров дирижеру, солистам и оркестру. А вот «по дружбе и связям» можно получить хорошую скидку.
— Выше вы упомянули равнодушие казахстанских богатеев и фондов к нуждам искусства. Не хотите ли вы сказать, что европейские меценаты более отзывчивы?
— В Европе к музыкантам относятся как к элите – для богатых престижно общаться с ними и поддерживать их. В развитых странах пресытились материальным, люди больше тянутся к пище духовной. Считается дурным тоном помпезное открытие дорогого ресторана или, скажем, салона красоты. Они не ездят на дорогих машинах всем напоказ и не одеваются безвкусно и броско. Зато часто богатые люди там живут в скромных домах, и покупают при этом дорогие картины или музыкальные инструменты.
Например, в Берлине живет один врач, (а как известно, врачи в Германии хорошо зарабатывают) и дома у него старая, не модная мебель, зато есть коллекция дорогих струнных инструментов. Он покупает их на аукционах и бесплатно дает на время музыкантам. Хороший инструмент даже брать напрокат — дорого, а стоимость его покупки часто дороже квартиры.
Еще существенный фактор: как известно, здесь очень строго с налогами, а олигархи, вместо оплаты налога, могут инвестировать в искусство.
Но сегодня, думаю, и для нашей страны настало другое время. Люди заметно меняются, стали более духовными. Возможно, как это ни парадоксально звучит, пандемия расставила приоритеты, обнажила главное – наше единство, общие цели. Я уверена, несмотря на все текущие проблемы, у нашей независимой страны большое будущее.
Эксклюзивно для Altyn Art magazine