Музыкальный слух
Способность определять звуковые высоты без опоры на определенную ноту. Для человека с совершенным слухом не требуется предварительная подготовка, чтобы определить звучащую ноту, мелодию. Он слышит все в нотах: пение птиц, гудение автомобиля, жужжание пчёл, стук в дверь и т.д. Благодаря абсолютному слуху музыкант с лёгкостью может подбирать аккорды, угадывать тональности, настраивать инструменты и писать музыкальные диктанты.
Абсолютный слух делится на 2 группы: активный и пассивный. Активный абсолютный слух — это не только слышать какие ноты, но и интонировать по памяти. Пассивным называем определение тонов на одном инструменте, и не умение воспроизвести ноту без настройки. Пассивный абсолютный слух можно развить при регулярных занятиях сольфеджио, но вы должны помнить — это не гарантирует успех, а только дает преимущества.
Абсолютный слух и развитие музыкального слуха
Природа абсолютного слуха до сих пор полностью не разгадана . Исследования показывают, что анатомических отличий у людей в слуховом аппарате нет и предрасположенность к развитию абсолютного слуха имеется практически у всех, но из-за несвоевременного развития, нейроны между собой теряют связь.
Речевой аппарат тесно связан со слуховым восприятием. Статистика показывает там, где говорят на тональных языках, смысл слов которых меняется в зависимости от высоты звука при высказывании, у большинства населения развит абсолютный слух. Тональные языки распространены в Юго-Восточной Азии (вьетнамский, китайский, и др.), Африке (ква и др.), Америке (масатекский и др.). Есть вероятность, что музыкальные способности зависят от генов, есть яркие примеры такие, как династия Бахов, Моцартов и т.д.
Среди музыкантов абсолютный слух чаще встречается у тех, кто рано начал заниматься музыкой. Если Вы или Ваш ребенок не рожден с абсолютным слухом, не надо расстраиваться, так как мастерство достигается ежедневной работой и желанием. Есть музыканты мирового уровня (П.И.Чайковский, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, А.Н.Скрябин) которые, не имели совершенного слуха, но добились успеха в музыкальной карьере.
Абсолютный слух является большим преимуществом для музыканта. Выявлено, что люди с абсолютным слухом способны распознавать 70 тонов в пределах среднего участка слухового диапазона. Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен, французский композитор Камиль Сен-Санс, советский и российский пианист Святослав Рихтер, джазовая певица Элла Фицджеральд, актер и певец Бинг Кросби, все они обладали абсолютным слухом.
В пожилом возрасте абсолютный слух может утратиться, с такими трудностями могут встретиться музыканты которые перенесли инсульт или инфекции поражающие мозг.
Антонимом абсолютного слуха является относительный слух, нельзя путать с бездарностью. По сравнению с совершенным слухом, при относительном слухе обработка частот разная в коре головного мозга. Точное угадывание звуков требует базы в памяти человека.
Относительный слух
Способность определять высоту звука, ориентируясь на расстояние между звуками от ранее заданной ноты. МРТ показал процесс активации определенных очагов лобной коры, когда музыкант с абсолютным слухом идентифицирует интервалы или тона. А у человека с относительным слухом, активация идет только при назывании интервалов. Большинство знаменитых музыкантов и композиторов обладали хорошо развитым относительным видом слуха.
Есть два вида относительного слуха: ладовый и интервальный. Для развития ладового слуха, мы должны опевать минорное и мажорное трезвучие, с каждым разом усложняя, меняя последовательность нот. Интервальный слух можно развить так же самостоятельно и систематически упражняясь интервалами.
Как развить музыкальный слух?
Развить слух помогают уроки сольфеджио. Есть одно правило — петь осознанно. Чувствовать и запоминать звучание каждой нотки, а интервалы различать по окрасу звучания. Рекомендуется начинать со знакомых на слух песен (детских или народных). Из-за большого объема пения и слушания музыки связки запоминают, где расположена нота. Услышав её, связки будут пропевать. Музыкальный слух — это навык, а навыки можно и нужно развивать.
Смотрите также: