Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА МАРС


ТЕКСТ ЖАНЕЛЬ САФИЕВА ФОТО ЕЛЕНА ПЕТРОВА

23-24 сентября в Алматы состоялась мировая премьера симфонии Mission to Mars. Скрипач-виртуоз с мировым именем – Марат Бисенгалиев – привёз на родину новый проект, созданный международным тандемом. Произведение посвящено 50-летию со дня запуска первого арабского спутника на Марс. Во втором отделении концерта прозвучали транскрипции на казахские темы великобританского композитора Карла Дженкинса.

 

Mission to Mars

 

Большой зал филармонии окутывает красным цветом. С четырёх сторон публику окружают участники вечера: на сцене – скрипичная группа, по бокам – деревянно-духовые и хор, сзади (а скорее над головой) – медная группа. В пост-пандемийное время, если оно всё же наступило, социофобные наклонности сформировались у многих, поэтому зритель справа, привыкший слушать оркестр лишь со сцены, неловко обронил: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Словно бы услышав его, на сцене появляются солисты и дирижер, которые полностью переключают на себя внимание. Наверное, не часто увидишь исполнителей на казахских народных инструментах в образе стражей галактики. Признаться, по-настоящему завораживает.

 

Mission to Mars

 

Ауфтакт и да начнётся премьера! Классически четырехчастный сонатно-симфонический цикл оказывается совсем не классическим. Форма, содержание и нарратив больше напоминают симфоническую картину. Да и масштабный состав исполнителей рассчитан на камерную структуру самой симфонии. Хотя ничего удивительного: сейчас лишь за редким исключением встретишь новые произведения, которые вписываются в жанровый канон.

 

Окружённые оркестром, мы погружаемся в самый центр событий. В первой части нам рисуется полёт на красную планету. На пути возникают сложности, но подъём духа не даёт сбиться с нужного вектора. И даже эти девять люстр в большом зале, на которые то и дело падает взгляд, воспринимаются как былые девять планет Солнечной системы. Далее заданная диатоника обогащается привнесением джазовых интонаций. А как органично вписывается тембр кыл-кобыза! Перед глазами возникают образы прибытия на Марс, где звучание скрипок передаёт таинственный вид неосвоенной территории.

 

Mission to Mars
Марат Бисенгалиев

 

Вторая часть остаётся разомкнутой, за которой сразу же следует новое положение. Внутренняя взволнованность и даже некоторая хаотичность выдвигаются на первый план. Можно подумать, что разгорается огонь приближающейся битвы, но пламя так и не вспыхивает. А вот апогеем всего пути становится четвертая часть. Горловое пение, шанкобыз, сыбызгы – казахский инструментарий в полной красе!

 

 

На фоне этого состава появляется солистка – Меруерт Мусрали. Длящееся состояние катарсиса передаётся восточным пением (усиленным эстрадной манерой) с обилием мелизмов, форшлагов, агогики и всего того прекрасного, чем наделён арабский макам.

 

Меруерт Мусрали

 

Кинематографичное звучание симфонии оставляет публику под большим впечатлением. Яркие образы, заложенные в музыкальную ткань, оказываются очень близки и понятны. Правда, в этом двадцатиминутном массиве звука важно выделить участников, ведь именно благодаря им излюбленной фразой вечера стала: «Как тебе такое, Илон Маск»?!

 

Mission to Mars

 

Оркестр, капелла и солисты справились с поставленной задачей на высочайшем уровне! При этом здесь сразу же возникает вопрос: а действительно ли казахские национальные инструменты вписаны в партитуру или это особенности местной постановки? Но пусть он останется без ответа, потому что каждый присутствовавший на двухдневной премьере подтвердит – тембрально всё находилось на своих местах. И растворившись в гармонии звука и состояния, мы завершили свой полёт на Марс.

 

Марат Бисенгалиев, Меруерт Мусрали

 

Дирижёр: Марат Бисенгалиев

Солисты: Марат Бисенгалиев (скрипка), Серик Нурмолдаев (сызыбгы), Меруерт Мусрали (вокал), Максат Медеубек (кыл-кобыз), Ержигит Алиев (домбра)

Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр РК (художественный руководитель и главный дирижёр Канат Омаров), Государственная хоровая капелла имени Б. Байкадамова (художественный руководитель и главный дирижёр Беймбет Демеуов).

1 отделение: Mission to Mars. Композиторы – Колтон Лестер (США-Великобритания), Хана Бухрис (Тунис), Ибрагим Аль Джунаиби (ОАЭ), Кайзад Пател (Индия).

2 отделение: Карл Дженкинс.

Симфоническая сюита «Абай» — «Айттым сәлем, Қаламқас».

Симфоническая сюита «Тлеп» — «Би».

Симфоническая сюита «Alem» — «Air».

Симфоническая сюита  «Шакарим» — «Шерпек».

Симфоническая сюита «Шакарим» — «Загипа».

Симфоническая сюита «Тлеп» — «Қарлығаш».

Симфоническая сюита «Абай» — «Желсіз түнде жарық ай».

Симфоническая сюита «Тлеп» — «Дударай».

Симфоническая сюита «Шакарим» — «Той».

 

Mission to Mars

 

Эксклюзивно для Altyn Art magazine

08.10.21 просмотров
Нaзад

Контакты

Салон "PIANOS" В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Аль-Фараби 77/8 Алматы, KZ
Салон "PIANOS", 2-ой этаж ТРЦ "Esentai Mall" на Аль-Фараби 77/8 + 7 727 317 95 07 + 7 708 107 85 07 + 7 700 107 85 07 almaty@pianos.kz
Hilton Astana В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Cауран 46 Нур-Султан, KZ
Hilton Astana на Cауран 46 + 7 (717) 277 92 02 + 7 (778) 971 50 00 astana@pianos.kz
Связаться с менеджером Работаем в Казахстане, Азербайджане и Узбекистанеinfo@pianos.kz

Обратная связь

Задать вопрос

Заполните форму, и мы обязательно свяжемся с вами!

Ваша заявка отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время