У каждого свое Макондо!
Текст: ГУЛЬНАРА АБИКЕЕВА. Фото: СЕРГЕЙ ШИПУЛИН
Настроение романа «Сто лет одиночества» мы все ощутили в этом году, поэтому спектакль театра «ARTиШОК» по мотивам великого произведения Габриэля Гарсиа Маркеса в конце 2020-го кажется актуальным, как никогда. Каждый из нас пережил свой индивидуальный локдаун – «бесконечный дождь», оказавшись запертыми в своих квартирах – «Макондо», в этом долгом, как вечность, году – сюрреалистичном, финансово сложном, жестоком, эмоционально тяжелом, но вновь открывшем нам старую истину: «Жить – хорошо!»
«ARTиШОК», работающий на острие социальных и общественных явлений, решил, что пора философски подводить итоги года, и что Маркес будет как раз кстати. И это не просто спектакль, это перформанс, где практически нет слов, но есть аппеляция к зрителю, к его памяти, чувствам и соучастию.
Начало спектакля, когда полковника Аурелиано Буэндиа вывели на расстрел, а зрителям раздали сырые яйца с призывом по команде начать их в него кидать, шокировало. Я в ужасе сжалась, думая, что же произойдет, неужели зрители будут что-то кидать в человека на сцене?! Благо, мне не дали этого орудия, пусть условного, но убийства. И по команде яйца полетели. В основном мимо цели, но полетели. Правда, моя соседка слева так и держала яйцо в руках до конца спектакля. Но все равно мы все стали соучастниками этого «расстрела», и ведь дело не в том, что роман кто-то мог не читать…
Хотя, помнится, что Урсула разбила 32 яйца для теста, и в этот момент струйка крови достигла ее комнаты…
Старик Мелькиадес также появится на сцене, только он будет не лёд продавать, а играть в айфоне, который потом повиснет на воздушном шарике. Какая разница, с чем делать чудеса
Любопытно, что режиссер спектакля Антон Болкунов, больше известный как художник-постановщик театра и кино, не только экранизирует роман Маркеса, но и вписывает цитаты из разных художественных произведений, даже из фильма «Река» Эмира Байгазина, когда на сцену выезжает мальчик на гироскутере. Это в эпизоде, когда на сцене разыгрывается история прихода цивилизации в Макондо: «лёд» Мелькиадеса – станок для резки дерева – утюг – фен – лед-дисплей – гироскутер
Самое поразительное, что спектакль без слов – трудно представить, как экранизировать этот роман, ведь он монологичный, и там очень много слов. Герои спектакля говорят, но на разных языках, и каждый о своем. Поэтому важно, не что они говорят, а что с ними происходит.
А происходит со всеми людьми одно и то же: рождаются, растут, мальчики мужают, девочки лишаются девственности, влюбляются, женятся, рожают детей и умирают. Правда, иногда в Макондо приходят тираны, иногда цыгане, либо другие странные люди, и жители поселка цепенеют, глядя на них.
Мне понравилась сцена с Хосе Аркадио – мужчиной с суперсилой, который покоряет всех женщин Макондо: он приходит на ходулях и выпивает все сырые яйца. Рисунок роли придуман и сыгран великолепно!
А сколько выдумки и красоты в линии Ремедиос Прекрасной, которая, в конце концов, возносится в небеса!
Играют в спектакле студенты режиссерско-актерского курса театра «ARTиШОК», и это их экзаменационный спектакль после первого года обучения. Все они блистают на сцене, обладая великолепной техникой, пластикой, голосом.
И все же главное достоинство этой постановки – те многочисленные придумки режиссера и художника Антона Болкунова, которые делают спектакль ярким зрелищем. Он обычные вещи превращает в знаки. Так, девичья невинность – это путы на ногах, которые разрубаются топором. Из чрева Урсулы рождается плеть. Качели – знак судьбы каждого из рода Буэндиа. А, может быть, и нет. Ведь у каждого из нас свое Макондо, которое смывается дождем, о чем говорят фотографии в финале спектакля…
Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020