Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Успех – успевать делать то, что нравится


Интервью для рубрики СЦЕНА

Скрипка, оказавшаяся в ее власти, рождает интересные и эмоциональные повести о человеческой жизни. Каждодневный труд и бесконечный поиск самого лучшего звучания в репетиционных залах трансформируются в удивительную легкость и изящество в исполнении на сцене. Она требовательна к себе как к профессионалу, она обожает талантливых людей и не терпит безответственности и нелюбви к собственному делу. Динара Базарбаева-Сахаман – солистка государственного трио «Forte Trio», одна из признанных и виртуозных классических музыкантов Казахстана.

Текст: ЮЛИЯ МИЛЕНЬКАЯ Фото: АЙДОС ЕСМАГАМБЕТОВ

 

Динара Базарбаева-Сахаман

– Динара, рада встрече! Что тебя вдохновляет в профессиональной жизни на данный момент? Над чем работаешь?

– Сегодня я увлечена камерной музыкой, искусством ансамблевой игры. Планирую и дальше совершенствовать свое сольное исполнительство, но в настоящее время у меня в приоритете камерная музыка. Для меня очень ценны репетиции и концерты с моим коллективом, ведь его составляют очень талантливые и интересные музыканты. Они учат меня всему, что умеют сами. Раньше у меня не было такого насыщенного опыта гастролей, сложных программ и профессиональных достижений. Сейчас я понимаю, что, наконец, дошла до той точки, в которой мне достаточно комфортно как развивающемуся человеку, как музыканту. Хочу сказать большое спасибо за плодотворное сотрудничество моим коллегам: нашему руководителю заслуженному деятелю РК известному пианисту Тимуру Урманчееву и виолончелисту Мурату Нарбекову.

 

– Какую часть жизни у тебя занимает музыка?

– Вся моя жизнь состоит из музыки. Музыка – это мир звуков, которые делают меня счастливой. Это моя работа, и все мое свободное время я провожу в том пространстве, где можно слышать только желанные для себя звуки: наслаждаться красивыми произведениями или благозвучной тишиной.

 

– Динара, ты объективно талантлива и успешна. Случался ли в твоей жизни, быть может еще в школьные годы, переломный момент, когда ты поняла свое лидерство среди музыкантов? Отразилось ли это понимание на твоем характере?

– Спасибо за такую оценку! Я себя так не позиционирую, просто делаю в полную силу то, что нравится, занимаюсь любимым делом. Я стараюсь никому не мешать. Хотя иногда бывают случаи, когда все складывается в мою пользу. Это происходит не потому, что я хочу кого-то опередить, просто возможно сегодня мне везет больше, чем остальным. Ведь не всегда успеваешь в подходящее время сделать то, что хочется. Иногда это просто не зависит от нас самих. Нужно проходить свой путь по зову сердца, тогда он не покажется каким-то трудным или непреодолимым. Переломный момент в моей жизни случился тогда, когда я поняла, что все в этой жизни зависит от того, насколько сильно я буду предана своим идеалам и целям. Для этого мне нужно использовать свои ресурсы в нужное время и с нужными силами. После того, как это произошло, все в жизни стало меняться. Кстати, не всегда в лучшую сторону. (Улыбается).

Динара Базарбаева-Сахаман

– А «звездная болезнь» приходила к тебе?

– Не могу точно ответить на этот вопрос. Возможно, она и была у меня. Когда перед тобой стоят сложные задачи, которые тебе получается невероятным образом решить, ты ощущаешь прилив сил, и иногда он отражается на своей собственной оценке. Возможно, что-то подобное случалось и со мной, но, к счастью, меня всегда окружали такие люди, которые могли быстро спустить с небес на землю и сказать: «Не перегибай палку, дорогуша, соберись и посмотри на мир без розовых очков!». Благодаря таким людям я буду всегда находиться вне зоны «звездной болезни».

 

– Ты очень требовательна к себе в профессиональном плане, собственно, и от других, например, от своих учеников, тоже ждешь стопроцентной отдачи в работе. Мне кажется, ты перфекционист, Динара…

– Не думаю, что я перфекционист. Да, работая с учениками, всегда чувствую большую ответственность за качество их исполнения, за промежуточные итоги их занятий, выражающихся в выступлениях на концертах. Я всегда смотрю на возможности человека и остро реагирую на то, когда он относится к своему делу спустя рукава, халатно. Это я просто не выношу – прихожу в бешенство и просто зверею! При этом уважаю тех людей, которые достигают определенных целей, исходя из своих возможностей, не жалеют себя, трудятся, работают. С остальными мне сложно, правда. (Улыбается).

 

– Твой успех в профессии во многом связан с высококлассными педагогами, у которых ты училась в свое время. Как твои учителя повлияли на твою жизнь в целом?

– Мне действительно повезло с педагогами, у которых я училась. Это моя любимая Нина Михайловна Патрушева. С ней я работала и в школе, и в консерватории. Замечательный педагог и просто прекрасный человек Алла Камаловна Кармысова тоже внесла большой вклад в мое развитие как музыканта. У нее я занималась, обучаясь в магистратуре. Эти люди, действительно, были моими учителями не только в музыке, но и в жизни. Я наблюдала за тем, как они тратят все свои ресурсы для достижения целей. Это отдельная и особая профессия быть педагогом. Нина Михайловна всегда могла очень емко выразить свою мысль, связать жизнь и профессию. Когда я училась у нее в школе, она как-то сказала: «Деточка, если у тебя плохое настроение, возьми нотки Каприсов Паганини, поиграй, и ты поймешь, что все до этого было гораздо лучше». (Смеется).

Динара Базарбаева-Сахаман
Forte Trio, Государственное трио Республики Казахстан: художественный руководитель, Заслуженный деятель РК Тимур Урманчеев, Динара Базарбаева-Сахаман, Лауреат Фонда Первого президента РК Мурат Нарбеков. Фото: Казахконцерт

– Динара, ты становилась участницей различных конкурсов. Каждый из них являет собой не только профессиональное, но и моральное испытание. Как они повлияли на тебя лично?

– Не могу сказать, что у меня за плечами огромное число конкурсов. Да, определенный список есть. Конкурс – это нормальный путь музыканта, который он должен проходить. Жизнь сама по себе состоит из событий, проверяющих человека на его жизнеспособность. Если же говорить о музыкальных конкурсах, то они представляют собой хороший тест на конкурентоспособность исполнителя. Меня очень морально укрепляли все прошедшие состязания. Были в моей жизни конкурсы, на которых я с треском проваливалась. Было очень обидно, особенно в детстве. Но зато я получила хорошую закалку. Я поняла, что даже если ты используешь все свои силы и возможности, стараешься выложиться по максимуму, всегда может найтись тот, кто будет музыкальнее, талантливее, виртуознее. Мы живем ровно настолько, насколько позволяем себе жить.

 

– То есть конкурсы – это хорошо для музыканта?

– Конкурсы, на мой взгляд, это не просто хорошо, это необходимо для музыканта. Любой исполнитель должен проходить разные профессиональные уровни и сверять свои умения с результатами работы других. Посредством конкурсов музыкант может получить необходимую информацию о том, на что обратить внимание для совершенствования своей игры. В этом процессе всегда открываешь новые ресурсы в себе. Все познается в сложностях.

 

– Динара, на твой взгляд, успех и слава – неотъемлемые атрибуты музыканта? Это личное ощущение или понимание признания?

– Если начать ощущать славу и успех, они тотчас сбегут. Я просто занимаюсь любимым делом и это самое главное. Наверное, формула настоящего успеха заключается в возможности задействовать себя в определенных потоках энергии, профессионализма, получая при этом отклики людей. Я уверена, что формула успеха у всех своя. Успех – это успевать делать вовремя то, что нравится.

 

– Случались ли на твоем пути препятствия, трудности, которые тормозили твои достижения? Как ты с этим справлялась?

– Жизнь – это череда трудностей и препятствий, проходя через которые мы формируем свою судьбу, характер. Не могу сказать, что трудности тормозили меня. Благодаря им я получила жизненный опыт, с которым иду вперед. Возможно, какие-то вещи я прожила достаточно рано для того, чтобы стать мудрее, сильнее, научиться понимать жизнь раньше, чем кто-либо другой. Было сложно, когда моя дочка была совсем маленькой, спала в соседней комнате, а я, стараясь ее не разбудить, репетировала в туалете. Я научилась ценить обычные вещи – свободную комнату со светлым окном, где ты можешь заниматься с утра до ночи. Мои родители рано умерли, и мне, восемнадцатилетней девочке, приходилось решать проблемы, с которыми порой даже взрослые люди не сталкиваются в своей жизни. Не все было легко и весело, приходилось сложно, но это мой опыт, моя жизнь.

– Сегодня твоя дочь уже получает музыкальное образование? Хочешь ли ты, чтобы она продолжила твой путь?

– Да, она получает музыкальное образование. Не могу сказать, что хочу видеть продолжение моего профессионального пути в жизни моей дочери. Свой путь я никому не пожелаю (улыбается). До определенного возраста я бы хотела быть ей помощником, а когда настанет время, когда она будет сама решать, что хочет делать в этой жизни, я в любом случае поддержу ее. Думаю, что она гораздо талантливее меня, умнее и выберет гораздо лучшую жизнь. Очень надеюсь на это.

 

– Динара, тем не менее, счастлива ли ты в своем выборе профессионального пути? Счастлива ли ты в своей жизни?

– Сложно ответить на этот вопрос, но скажу так: скорее да, чем нет.

 

– Как ты думаешь, всегда ли будут востребованы концерты классической музыки? Нужно ли музыкантам трансформироваться в своей профессии, искать новые форматы организации своей деятельности?

– В отношении аудиального восприятия классическая музыка всегда будет востребована, люди будут слушать ее и получать удовольствие. Конечно, существует подготовленная публика, которая слушает Шостаковича, Шнитке, современных композиторов-классиков. Неподготовленную же публику нужно «разогревать» постепенно, развлекая при этом. Одни для этого придумывают фуршеты перед началом концертов, другие облачаются в экстравагантные костюмы, используют красивый свет, приглашают интересных ведущих. Сегодня в Казахстане, по моим наблюдениям, на концерты классической музыки стало ходить гораздо больше людей, чем это было раньше, во времена моей учебы в музыкальной школе. Народ стал тянуться к живому искусству. Кстати, сами музыканты охотно идут в ногу со временем. Если раньше на концертах использовали обычные бумажные ноты, то сегодня играют по айпадам, переворачивая страницы педалями. В качестве инструментов активно используются как деревянные инструменты, так и карбоновые, на которых можно играть и под дождем. Мир технологий помогает выходить за рамки возможностей. Думаю, что классика не пострадает, если способы ее подачи будут модернизироваться. Но в первоначальном традиционном виде классическую музыку, конечно, тоже интересно слушать и определенная аудитория это ценит гораздо выше.

– Динара, чему в жизни тебя научила музыка?

– Не сдаваться.

 

Опубликовано в журнале Altyn-Art №1 (1) 2020

 

 

27.08.21 просмотров
Нaзад

Контакты

Салон "PIANOS" В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Аль-Фараби 77/8 Алматы, KZ
Салон "PIANOS", 2-ой этаж ТРЦ "Esentai Mall" на Аль-Фараби 77/8 + 7 727 317 95 07 + 7 708 107 85 07 + 7 700 107 85 07 almaty@pianos.kz
Hilton Astana В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Cауран 46 Нур-Султан, KZ
Hilton Astana на Cауран 46 + 7 (717) 277 92 02 + 7 (778) 971 50 00 astana@pianos.kz
Связаться с менеджером Работаем в Казахстане, Азербайджане и Узбекистанеinfo@pianos.kz

Обратная связь

Задать вопрос

Заполните форму, и мы обязательно свяжемся с вами!

Ваша заявка отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время