Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Зарина Алтынбаева: «Я нашла опору в музыке»


Интервью для рубрики СЦЕНА

В настоящее время оперная певица, солистка ГАТОБ им. Абая Зарина Алтынбаева переживает стремительный рост своей профессиональной карьеры. За плечами артистки премии и награды престижных международных конкурсов. Уникальный набор красоты, ума, благородства, таланта и интеллигентности позволяет ей покорять новые вершины творчества и заинтересовывать в оперном искусстве новую аудиторию слушателей.

Текст: ЮЛИЯ МИЛЕНЬКАЯ
Фото: МАДИНА АЛТЫНБАЕВА, АЛЕКСАНДР ПАЛАТОВСКИЙ

 

Зарина

Несмотря на отмену ряда зарубежных концертов, широкомасштабных творческих проектов в этот непростой уходящий год Зарина Алтынбаева смогла осуществить интересные проекты, реализовать давние мечты и замыслы. В интервью журналу «Altyn Art» оперная певица вспомнила стартовый год в своей профессиональной карьере, рассказала о работе артистов в онлайн-режиме и поделилась своим видением популяризации казахской академической музыки.

– Зарина, каким для Вас выдался уходящий год?

– Год был, конечно, сложным, но, в то же время, особенным для всех нас. Ведь многие смогли поменять отношение к жизни, пересмотреть свои установки, определить истинные ценности. И я лично благодарна всему, что произошло со мной в этом году. Я и Тамирис, моя дочь, стали еще ближе друг к другу. У нас появились новые совместные активности. Мы вместе рисуем, на карантине научились вышивать, приготовили много новых вкусных блюд. В плане же работы, конечно, были срывы: у меня планировался сольный концерт в Японии, в Италии я должна была петь «Любовный напиток», а в Будапеште – исполнять «Реквием» Моцарта. В связи с пандемией международные проекты были отменены, увы. Но, несмотря на то, что артисты и музыканты не могли длительное время выступать вживую, было осуществлено много прекрасных онлайн-проектов. Эти концерты записали и выложили в интернет, теперь их можно неоднократно пересматривать. Отныне музыканты наконец-то обзавелись записями собственных выступлений. Зачастую мы, исполнители классического оперного, академического искусства выступаем из концерта в концерт живьем под сопровождение оркестра или рояля. Видео- и аудиозаписи выступлений делаются очень редко. Теперь же весь материал задокументирован.

– Вам пришлось отменить все запланированные концерты или же во время послабления карантина все же удалось куда-то выехать?

– В начале года, еще до объявления карантина, я успела принять участие в ряде грандиозных концертов, посвященных открытию юбилейного года Абая: в «Астана Опера» представила слушателю новое прочтение «Письма Татьяны» Абая Кунанбаева (оркестровка Таскына Жармукамета) под сопровождение оркестра «Астана Опера», также спела с президентским оркестром Турции в Анкаре, куда меня любезно пригласила организация «Turksoy». В прошлом году в Италии состоялся международный конкурс вокалистов «Montecatini Opera Competition», где я получила II премию. Несмотря на то, что сейчас крайне сложно оформлять международные перелеты, в конце сентября – начале октября этого года дирекция конкурса организовала для меня поездку по рабочей визе в Италию, где я приняла участие в проекте «Le Stagioni delle Musica», в рамках которого организаторы конкурса сняли для меня видеоработу на арию Адрианы Лекуврер из одноименной оперы Франческо Чилеа.

 

Зарина

– Зарина, стартовым годом Вашей профессиональной карьеры после длительного перерыва стал 2017-й. Помните ли Вы его сегодня, и что поменялось с того времени?

– Да, 2017-й год был самым сложным для меня во многих смыслах. В том году я потеряла маму. Мама была неким вектором, который вел меня по жизни… поэтому мне потребовалось время осознать, что я могу справиться со многим самостоятельно. Слава Богу, на тот момент со мной были моя сестренка и дочь, которые поддерживали меня и давали стимул идти вперед и верить в свои силы. За прошедшие три года я смогла набраться смелости, знаний, уверенности в себе. В 2018 году рискнула и подала заявку на участие в сильнейшем международном конкурсе оперных певцов «Tokyo Music Competition», который проходит в Японии. К своему удивлению, я победила на нем и также взяла приз зрительских симпатий. Теперь часто выступаю в стране восходящего солнца, где очень люблю бывать. Помимо этого, были не менее успешные конкурсы в Эстонии, Италии. Благодаря музыке я приобрела уверенность в себе, нашла в ней опору, источник сил и энергии.

Вместе с маститым балетным либреттистом того времени Сен-Жоржем они сочинили историю о вилисах, девушках, которых погубила их страсть к пляскам. Нарекли их именами, определили принадлежность к разным национальностям и устроили во втором потустороннем акте дивертисмент из самых разных танцев – восточных, испанских и т. д. Правда драматург Сен-Жорж все же добавил любовную линию в сюжет.

Обладатель легкого композиторского пера Адольф Адан тоже увлекся этой затеей и написал партитуру буквально за три недели. Первый акт также имел повод для танцев – праздник урожая.

На роль Жизели сразу определили шестнадцатилетнюю Карлотту Гризи, с которой Парижская Опера заключила контракт. Муж Карлотты, виртуозный танцовщик Жюль Перро, контракта не получил, но имел возможность участвовать в балете как хореограф, однако постановщиком танцев был назначен главный балетмейстер Оперы Жан Коралли.

Движимый любовью к юной жене, которую как балерину он же и воспитал, Перро вдохновенно сочинял все сцены, где участвовала Жизель, а также сольные вариации. Танец Жюля Перро был действенным, он двигал сюжет, рассказывая историю. Мастер массовых композиций Жан Коралли, который сначала к этой затее большого интереса не проявлял, ставил танцы пейзан в первом акте, хороводы вилис во втором и второстепенные дуэты.

Несмотря на то, что сюжет изобиловал множеством подробностей и побочных линий и был перегружен дивертисментами, танцами, на генеральном прогоне стало ясно, что балет обещает стать хитом сезона. Коралли тут же поставил в афише свою фамилию на первое место. Во время репетиций в полутемном зале инкогнито сидел молодой, никому неизвестный тогда танцовщик из Бордо Мариус Петипа, которого в главный французский театр не взяли – как и Перро не вышел ростом и статью. Зато его старший брат Люсьен, красавец и премьер Парижской Оперы, исполнял партию Альберта. Мариус прямо на нотной партитуре записывал все танцевальные сцены, рисовал в отдельной тетрадке мизансцены и вариации.

– В конце прошлого года Вы представили на суд казахстанцев красивую и интересную видеоработу. Это было новое прочтение арии Ажар из оперы «Абай». Данный проект Вы реализовали совместно со своей сестрой Мадиной, режиссером клипа. А в этом году порадовали новой видеоработой к казахской песне «Қусни-Қорлан». Расскажите подробнее о работе над видеопроектом.

– Известнейшая казахская песня «Қусни-Қорлан» композитора Естая Беркимбаева представлена в обработке очень талантливой пианистки и композитора Раушан Кали. К работе в проекте мы привлекли одновременно несколько талантливых музыкантов. Партию скрипки исполнил скрипач Рамазан Копбаев, обладатель Гран-при конкурса юных музыкантов «Prima Nota Fest», учрежденного мной в прошлом году. Брат Рамазана, Санжарали, – не менее талантливый и одаренный музыкант. В клипе он исполняет партию фортепиано…

Зарина
Кадры из видеопроекта «Қусни-Қорлан»

Да, мы не пошли по легкому пути, создавая клипы, основанные на академическом вокале и исторической тематике. Наш вид искусства не является массовым, тем не менее, интерес у людей к качественной музыке есть, и он растет. В последние годы молодежь стала больше интересоваться классикой. И это очень радует. Сейчас я изучаю казахское творчество. В недалеком будущем, наверное, весной 2021 года осуществлю проект, связанный с нашей народной музыкой. Пока секреты открывать не буду, всему свое время. В настоящий момент собрала сильную команду, вместе с которой мы ведем большую кропотливую работу по изучению архивных материалов и аудиозаписей казахской народной музыки. От всего сердца благодарна Бибигуль Ахметовне Тулегеновой за то, что она поддержала мое стремление и дала свои личные ноты. В них хранится история и раскрывается суть и традиции оперного и камерного вокального искусства легендарной певицы.

Зарина
Кадры из видеопроекта «Қусни-Қорлан»

– Зарина этот год показал, что даже такие живые и тонкие материи, как искусство могут гармонично существовать в пространстве интернета. Огромное количество музыкальных проектов прошли в онлайн-режиме и собрали приличное количество просмотров. Каково Ваше личное отношение к виртуальной сцене для академических музыкантов?

– В нынешних условиях, когда театры либо закрыты для зрителей, либо дают возможность посещать концерты ограниченному количеству людей, переход в виртуальное пространство и работа в нем необходимы как для самих артистов, так и для слушателей. Сейчас много сфер деятельности сосредоточили свои силы именно в режиме онлайн.

Как-то прочитала пост известного ученого в области нейронауки Татьяны Черниговской о том, что если нынче человек никак не фигурирует в онлайн-пространстве, то невольно возникает вопрос: «А существует ли этот человек вообще?» Так что я принимаю нынешние реалии и говорю спасибо моей сестре за то, что в свое время она настояла на том, чтобы создать сайт и открыть страницы в социальных сетях. Благодаря этим инструментам сегодня я имею дополнительную площадку для того, чтобы знакомить слушателей с классическим музыкальным направлением, заинтересовывать их казахской академической музыкой.


Кадры из видеопроекта «Қусни-Қорлан»

– Помимо казахской академической музыки в своем творчестве большое внимание Вы уделяете музыке барокко. И даже в этом году Вам удалось провести ряд разноформатных концертов в этом стиле.

– В 2019 году я выпустила свой сольный альбом «Жемчужины барокко». Пока еще не выложила его в сеть, но сделаю это в ближайшее время. Эта музыка в Казахстане редко исполняется в силу многих причин, начиная от отсутствия инструментов эпохи барокко у нас в стране и заканчивая тем, что просто недостаточно специалистов, разбирающихся в этом жанре. Я большая поклонница музыки барокко и достаточно долго изучала ее, будучи студенткой Голдсмитс университета в Лондоне. На сегодняшний день у нас сформировалась команда, которая на высоком профессиональном уровне исполняет такую музыку, и я рада быть ее частью! Ильяс Бекишев, Александр Тхай, Ержан Кушанов – вот основные три кита. Эти ребята здорово играют в этом направлении. Летом 2020 года в стенах ГАТОБ им. Абая состоялся мой концерт «Barocco», где мы исполняли произведения этой эпохи. Музыкальной основой к концерту послужили серии «Scherzi musicali» Клаудио Монтеверди. Приглашенным солистом был контратенор Батыржан Смаков (гость прошлого номера журнала «Altyn Art» – – для автомобилей на парковке. Было необычно петь в таком формате, но тепло живого зрителя не может заменить никакой онлайн-формат! Все-таки живое общение и обмен эмоциями со слушателем обогащают выступление артиста и делают каждую композицию особенной. Этот концерт мы повторили позже в государственной филармонии имени Жамбыла.

Зарина

– Остается надеяться, что в недалеком будущем все мы сможем вернуться к прежнему укладу жизни. Концерты будут проходить при полных аншлагах, музыканты покорять новые вершины при открытых границах. Ну а пока, Зарина, как собираетесь встречать новый год? Планируете ли в канун праздников порадовать слушателей музыкальными выступлениями?

– Конечно, все мы ждем окончания этого сложного года и надеемся, что дальше будет гораздо легче. Новогодние концерты, «голубые огоньки» были сняты задолго до первого месяца зимы, поэтому остается только ждать новогодних эфиров. Я этот год буду встречать исключительно в кругу семьи, нарезать любимый оливье и заправлять его майонезом (смеется), смотреть любимые и добрые фильмы.

Хочу пожелать всем казахстанцам в преддверии нового 2021 года крепчайшего здоровья, душевного спокойствия и реализации отложенных планов! Будьте счастливы, увидимся на концертах!

Опубликовано в журнале Altyn-Art №4 (4) 2020

 

27.08.21 просмотров
Нaзад

Контакты

Салон "PIANOS" В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Аль-Фараби 77/8 Алматы, KZ
Салон "PIANOS", 2-ой этаж ТРЦ "Esentai Mall" на Аль-Фараби 77/8 + 7 727 317 95 07 + 7 708 107 85 07 + 7 700 107 85 07 almaty@pianos.kz
Hilton Astana В салоне PIANOS/ ПИАНОС широкий выбор акустических пианино и роялей на заказ из Европы. Наши пианино и рояли с гарантией 5 лет. У нас представлены Petrof / Петроф, August Forster / Август Форстер, Bluthner / Блютнер, C.Bechstein, Steinway & Sons (USA).
Cауран 46 Нур-Султан, KZ
Hilton Astana на Cауран 46 + 7 (717) 277 92 02 + 7 (778) 971 50 00 astana@pianos.kz
Связаться с менеджером Работаем в Казахстане, Азербайджане и Узбекистанеinfo@pianos.kz

Обратная связь

Задать вопрос

Заполните форму, и мы обязательно свяжемся с вами!

Ваша заявка отправлена!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время