Первый концерт Чайковского
Пётр Ильи́ч Чайко́вский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Родился 25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния.
Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.
Сегодня речь пойдет о первом концерте Чайковского.
Первый концерт Чайковского, история создания
Пётр Ильич Чайковский начал работу над концертом зимой 1874-1875 годов. Технические детали фортепианной части были обсуждены с П. А. Пабстом. Первый концерт Чайковского был изначально посвящен Николаю Рубинштейну. Предполагалось, что именно Рубинштейн станет его первым исполнителем.
Когда Чайковский показал Рубинштейну законченный, но еще не оркестрованный концерт, тот высказался о нем недружелюбно, сказав, что оно «никуда не годится». Произошло это на рождество 1874 года. Оскорбленный произошедшим, Чайковский снял посвящение Рубинштейну, отказываясь в нем что-либо менять. Через несколько лет Чайковский все-таки создаст новую редакцию. В итоге, композитор доверил премьеру концерта Гансу фон Бюлову, по рекомендации пианиста Карла Клиндворта.
Ганс фон Бюлов с радостью согласился и 25 октября 1875 года в Бостоне стал первым исполнителем первого концерта Чайковского. Публика встретила премьеру одобрительно, а уже 22 ноября того же года больший успех охватил исполнение концерта в Нью-йорке под руководством дирижёра Вальтера Дамроша.
Первый концерт Чайковского, исполнения
Первое исполнение в России состоялось 1 ноября 1875 года (в Петербурге) — солировал Густав Кросс, дирижировал — Эдуард Направник. Однако самому Чайковскому исполнение не понравилось. 3 декабря в Москве концерт сыграл Сергей Танеев. Оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, который пересмотрел свое отношение к этому сочинению и в дальнейшем неоднократно сам с большим успехом исполнял его как пианист.
В XX веке Первый концерт вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Ашкенази, Михаил Плетнёв, Андрей Гаврилов, Денис Мацуев.
На сегодняшний день большинство пианистов исполняет этот концерт в третьей редакции. А. Зилоти опубликовал её уже после смерти П. Чайковского. Ещё при жизни Зилоти просил Чайковского внести угодные ему изменения, но Пётр Ильич оставался непреклонен. После того, как Чайковский скончался, Зилоти всё же опубликовал свою редакцию и именно эту редакцию предпочитает подавляющее большинство современных пианистов.
Концерт встает в ряд с самыми лучшими произведениями Чайковского. С 1958 года это сочинение является частью обязательной программы финального тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Андрей Гаврилов о первом концерте Чайковского
Пётр Ильич создаёт первый концерт. Он творит новый космос. Это типично религиозное создание, несмотря на то, что человек был глубоко светский, но он был очень хрупок и конечно жил в парадигме православного христианского мышления. Мы слышим голос Бога. Не бывает случайного совпадения. Семь кличей семь ударов семь дней творения. Это совершенно гениальная картина большого взрыва. И Пётр Ильич развивает именно эту господню интонацию, которая становится темой открытия. Первая каденция — опять голос Бога и дальше, что это? это же гром и молния, которые повествуют при этом глобальном интерпланетарном событии, большой взрыв музыки (big bang), где рождается новая вселенная.
Никак по-другому музыкой молнию не описать. Именно прострел планетарной гигантской молнии. Если мы этого не знаем, то начинаются интерпретации. Например, гром и молния, очень многие господа играют аккуратненько и красивенько. Они по-разному соревнуются в том или ином прикосновении, но какое это имеет отношение к грому и молнии? Никакого. Здесь опять мы сталкиваемся с тем, что мы слышим звуки и ничего не понимаем и это нас полностью уносит в какие-то совершенно непонятные легкомысленные дали от планеты “Чайковский”. У одного будет прикосновение нежное, у другого более сильное, у третьего более мужественное у четвёртого более женственное и это будет обсуждаться веками.
Не может быть случайностью, что человек творит космос, человек создаёт новое, человек создаёт новый мир, человек интеллигентный, человек, который очень близок к религии, человек который прекрасно знает библию, человек который отождествляет себя с творцом, человек который нам зашифровывает семь ударов, семь дней творения, грома и молнии. Все это настолько очевидно. Он создает вселенную русской музыки, до этого у нас есть немецкая, французская, итальянская, английская… какая угодно. Пётр Ильич создает, как Александр Сергеевич создал словесную вселенную русскую, музыкальную вселенную русскую.
Очень важная разница между языком музыки и словесным языком — это то, что словесный язык мы воспринимаем посредством цепочки — зрение, интеллект, сердце, а музыкальный язык имеет совершенно другой путь — слух, сердце, интеллект. Это очень интересно, это совершенно разные пути проникновения информации в наше тело, в нашу сущность и это очень важно понимать. Мы понимаем любую мысль и любое событие тогда, когда мы можем её артикулировать.
Канал Андрея Гаврилова: перейти по ссылке
Предлагаем Вашему вниманию исполнения первого концерта Чайковского от одних из лучших пианистов мира:
Читайте также: